logo


Редакцией журнала «Авиаглобус» 20 марта 2019 г. был инициирован официальный запрос в Росавиацию с вопросами об аварийной посадке B777-300 Air China CA983 на аэродроме Анадырь (Угольный). Вот какой ответ был получен…


1. На основании каких нормативных актов органами ЕС ОрВД было принято решение разрешить посадку самолету Боинг 777-300 авиакомпании «Air China», выполнявшему 04.03.2019 рейс СА 983, на аэродром, который был закрыт по регламенту?

В статье 25 Конвенции о международной гражданской авиации (Воздушные суда, терпящие бедствие) указано: «Каждое Договаривающееся государство обязуется принимать такие меры по оказанию помощи воздушным судам, терпящим бедствие на его территории, какие оно сочтет возможными, и, при условии осуществления контроля со стороны своих властей, разрешать собственникам этих воздушных судов или властям государства, в котором эти воздушные суда зарегистрированы, оказывать такие меры помощи, какие могут диктоваться данными обстоятельствами».

В соответствии требованиями Федерального закона от 19.03.1997 No 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» и Приложения 2 к Конвенции о международной гражданской авиации ИКАО «Правила полетов» издание десятое июль 2005 (далее – Приложение 2 ИКАО) в случае возникновения в полете чрезвычайной ситуации угрожающей безопасности полетов, требующей немедленных действий со стороны командира и экипажа воздушного судна, командир и экипаж имеют права, ответственность и полномочия.

В Приложении 2 ИКАО регламентировано, что: «Командир воздушного судна при исполнении своих обязанностей обладает конечными полномочиями распоряжаться воздушным судном». Также в соответствии со статьей 58 Воздушного кодекса Российской Федерации командир воздушного судна имеет право принимать окончательные решения о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами).

  • Принимая во внимание, вышеизложенное командир воздушного судна ВС Боинг 777-300ER, рейс ССА 983, регистрационный номер В2040 авиакомпании «Air Сhina» (Air China – эксплуатант, зарегистрированный в КНР), в 18.13 UTC 04.03.2019 подал сигнал бедствия.
  • Командиром ВС было принято решение о производстве посадки на ближайшем аэродроме Анадырь, который допущен к приему данного типа ВС.
  • Органы ОВД, руководствовались требованиями пункта 153 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 No 138 (ред. от 13.06.2018): «При возникновении угрозы безопасности полета, в том числе связанной с актом незаконного вмешательства на борту воздушного судна, экипаж подает сигнал «Бедствие». На воздушных судах, оборудованных системой сигнализации об опасности, при нападении на экипаж дополнительно подается сигнал «ССО». При получении от экипажа воздушного судна сигнала «Бедствие» и (или) «ССО» органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязаны принять необходимые меры по оказанию помощи экипажу, терпящему бедствие, и немедленно передать в центры Единой системы, авиационные координационные центры поиска и спасания, а также в органы противовоздушной обороны данные о его местонахождении и другую необходимую информацию».

2. Был ли предусмотрен аэродром Анадырь планом полета рейса СА 983, выполнявшегося 04.03.2019, в качестве запасного аэродрома? Соответствовал ли маршрут полета Боинг 777-300 авиакомпании «Air China», выполнявшего 04.03.2019 рейс СА 983, требованиям п. 5.29 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации”, утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128?

Рейс по маршруту Пекин (Китай) — Лос-Анджелес (США) осуществлялся в соответствии с утверждѐнный планом полѐта, в котором запасным аэродромом для пункта назначения являлся Окленд, по маршруту полѐта указаны запасные аэродромы: Хабаровск, Фэрбенкс и Сан-Франциско. Аэродром Анадырь в качестве запасного аэродрома по маршруту полета (поле RALT) запланирован не был.
Маршрут полета ВС соответствовал пункту 5.47 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (приказ Минтранса России от 31.07.2009 No 128 (ред. от 18.09.2018)).


3. Какие организации, силы и средства получили аварийное оповещение от органов ЕС ОрВД в связи с экстренной посадкой Боинга 777 на аэродроме Анадырь, закрытый по регламенту? Был ли подан сигнал «Готовность» в соответствии с п. 3.20, 3.22, 3.23 Руководства по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР (РПАСОП ГА-91), утвержденного приказом МГА СССР № 65 от 28.03.1991 г..

4. Какие силы и средства были задействованы при оказании помощи пассажирам и экипажу самолета Боинг 777-300 авиакомпании «Air China», совершившему ожидаемую аварийную посадку на ВПП аэродрома Анадырь? Сколько длились работы по оказанию помощи пассажирам и экипажу этого самолета?

  • Руководитель полетов РЦ ЕС ОрВД Магадан в 18.17 UTC передал информацию дежурному смены АКЦПС ФКУ «Дальневосточный АПСЦ» о срабатывании сигнализации о пожаре в багажном отсеке ВС и намерении выполнить вынужденную посадку на а/д Анадырь (Угольный).
  • В 18.19 диспетчеру ПИО ЦПИ Анадырь поступила команда от дежурного смены АКЦПС ФКУ «Дальневосточный АПСЦ» о приведении дежурных поисково-спасательных сил на а/д Анадырь (Угольный) в «Готовность». Диспетчером ПИО ЦПИ Анадырь выполнено оповещение абонентов согласно «Схемы оповещения о бедствии и вызова дежурных сил и средств в границах ответственности филиала «Аэронавигация Северо- Востока» при поступлении информации о бедствии, при авиационных и чрезвычайных происшествиях, авиационных инцидентах».
  • Аварийное оповещение (вне регламента работы аэропорта Анадырь) от органов ЕС ОрВД получили: руководство ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)», представитель производственно-диспетчерской службы предприятия ГП ЧАО «ЧукотАВИА», диспетчер службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее – служба ПАСОП) аэропорта Анадырь, пожарная часть МЧС России и скорая медицинская помощь пос. Угольные Копи. По команде «Тревога» были приведены в готовность дежурная спасательная парашютно-десантная группа ФКУ «Анадырская РПСБ», дежурные экипажи поисково-спасательных воздушных судов Ан-26, Ми-8, осуществляющие круглосуточное дежурство по поисково-спасательному обеспечению полетов на аэродроме Анадырь (Угольный).
  • Посадка воздушного судна осуществлена благополучно. Сразу после остановки была произведена аварийная эвакуация пассажиров с использованием надувных трапов.
  • Пострадавших нет.
  • При оказании помощи пассажирам и экипажу ВС Боинг 777-300 на аэродроме Анадырь (Угольный) (эвакуация в аэровокзал), по информации от ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)», были задействованы 2 автомобиля УАЗ и вездеход ФКУ «Анадырская РПСБ», автомобиль УАЗ и автобус «Волжанин» ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)».

5. Когда Федеральным агентством воздушного транспорта проводилась аттестация аварийно-спасательной службы Международного аэропорта Анадырь? Имеет ли данная служба действующее свидетельство об аттестации?

В период с 01 по 05 октября 2018 года проведена проверка службы ПАСОП ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» по месту базирования на аэродроме Анадырь (Угольный) с целью определения ее соответствия установленным обязательным требованиям и готовности к выполнению задач, которые на нее возлагаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В результате аттестационной проверки, выполненной в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и действующего законодательства Российской Федерации в сфере гражданской авиации, установлено, что профессиональное аварийно-спасательное формирование – служба ПАСОП ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» не в полной мере удовлетворяет предъявляемым требованиям.


В настоящее время служба ПАСОП ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)» не аттестована, действующего свидетельства на право ведения поисково-спасательных работ и аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, не имеет.


Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.