logo


Старые самолёты с новым названием на борту. Весной 2019 г. авиакомпания «Нордавиа» сделала решительный шаг к отбеливанию своей репутации, объявив о начале полётов под новой торговой маркой Smartavia. Даже разорялись на покраску одного борта целиком! Первыми опубликовали новость привлечённые издания и избранные блогеры, а вслед за ними Интернет наполнился заголовками о ребрендинге авиакомпании. В сознание обывателей потекла формирующая новый бренд информация о «smart-намерениях» авиакомпании Nordavia измениться во всём до неузнаваемости. Но летать остаётся всё та же Nordavia, со своим авиапарком, сервисом и теми же людьми, только, все и всё в новом обличье, как в басне про волка в овечьей шкуре.


Ровно два года назад, в 2017 году бенефициар Nordavia и Red Wings, нынешний чиновник Сергей Кузнецов задумал объединить обе компании и всё шло к подготовке процесса раскрутки нового бренда «смартавиа». Но обременение по договорам займа тогда не позволило реализовать идею слияния авиакомпаний.
Сейчас, тема слияния Nordavia и Red Wings в одну авиакомпанию больше не витает в воздухе, обеими компаниями управляют одни и те же люди, поэтому и нет смысла складывать «яйца в одну корзину», вдруг, одна из авиакомпаний оплошает, тогда другая окажется ни при чём. Первые лица альянса «Nordavia — Red Wings» и словами, и видом излучают на публике благополучие в комнпаниях, хотя, за обеими тянется негативный шлейф и, во многом потому, меняют свой имидж.

В этом году одна из новостей о рейсе 5Н517 «Нордавиа» вернувшимся после взлёта обратно в аэропорт «Домодедово», выделилась на общем фоне череды «будничных происшествий» своей предсказуемостью. Авиакомпания с одним из самых старых парков воздушных судов в России: то потолок в салоне отвалится, то люк разгерметезирован… Пассажиры видят наружние дефекты, а сколько их вообще в изношенных самолётах знают только техники.

Не смотря на Комплексный показатель безопасности полетов авиакомпании в 2018 году — 99,98 %, и 0.67 — Коэффициент SAFA, многочисленные публикации о задолженностях «Нордавиа» (Smartavia) за услуги по ТОиР ВС и комментарии пассажиров наводят на размышления о всё же «стрёмной ситуации» с её необновляемым авиапарком.

Лишь с весны 2018 года на замену вдребезги изношенным судам, возраст которых в среднем(!) перевалил за четверть века, начали поступать более новые, но всё же, уже «повидавшие на своём веку» за 15-17 лет эксплуатации «Боинги NG».

По сведениям ФГИС «Реестр эксплуатантов и воздушных судов» от 18.04.2019, в распоряжении «Нордавиа» парк воздушных судов из 10 «Боингов», из которых, лишь два борта B737-700 (2003-2004 г.г.в.) условно считаются «более-менее новыми», а остальные — это отрабатывающие свой ресурс с 1992 г.в. — B737-500 (7 бортов), плюс, один 15 летний B737-800 в новой ливрее. {*поправьте, если что-то не так, мы исправим}

Возраст старых воздушных судов уже прямо сейчас становится составной частью формирующегося образа бренда Smartavia.

Любой обыватель может задаться вопросом, почему авиакомпания, так трогательно рассказывающая о своём новом названии, о решимости измениться до неузнаваемости в глазах потребителей и сулящая в будущем только сплошные блага пассажирам, всё же обновляет парк самолётами, даже, не 10 летнего возраста, а старше? Самолёты ведь не покупаются, а берутся в лизинг на определённый срок с ежемесячными отчислениями?! — «Бери и работай, делай деньги и откладывай за лизинг».

Вопрос с одной стороны кажется риторическим, но откуда в этой авиакомпании средства на новый парк судов, если на эти, да и в принципе, ни на какие другие цели развития, деньги никогда не откладывались. А все относительные показатели увеличения производительности Nordavia (Smartavia) достигаются за счёт увеличения количества полётов.

Как показало изучение деятельности «Нордавиа», имея в лизинге намеренно старые ВС, чтобы их количество удовлетворяло реализации бизнес-плана в расчёте получения быстрой прибыли за счёт глубины сезонных продаж авиабилетов. На момент достижения почти максимума продаж, а то и раньше, средства можно крутить как того пожелает главный учредитель. Естественно, в сговоре с исполнительными должностями предприятия. Главное — успевать до осени максимально прокрутить вытащенные из депозита средства, чтобы в итоге расплатиться со всеми участниками бизнеса.

Согласитесь, не каждый человек в должности генерального директора пойдёт на сговор с совестью и внаглую будет хапать для бенефициара, а недостачу оправдывать «совершенно объективными факторами в виде керосина и аэропортовых сборов». Что тут говорить об авиапарке, который ни разу не обновлялся, из которого выжимали всё до последнего, и в тоже время оставаясь в должниках перед компаниями по ТО и ТЗК.

Под общим руководством «Нордавиа — Редвингз» была отработана ещё более изощрённая схема извлечения прибыли, прокрученная летом 2017 года в Мурманске. Правда, это обернулось скандалом на всю страну, но сейчас, уже всё как бы забылось. Схема простая, требует лишь распрощаться с совестью.

План действий, такой: заранее распродаёте как можно больше востребованных билетов на всю глубину сезонных продаж в период в отпусков, а потом отменяете эти полёты по техническим причинам. Далее, просто, в наглую месяцами возмещаете стоимость билетов по требованиям пассажиров.

Все длинные задержки рейсов, тоже по той же причине, главное, больше продать, а обеспечить перевозку уже как получится по факту оборота судов…  Всё законно, работает. Проверено.

«…неумно и нелепо
В невинность тех, кто дорог, верить слепо.
Ведь очень часто прячется злодей
За спинами порядочных людей».

Чтобы хоть как-то выжать из пустого места информационный повод авиакомпания бравирует перед общественностью обновлением обязательного производственного сертификата, выставляя это перед пассажирами, как за достижение и повышение статуса, хотя, этот документ у них с 2009 года, после катастрофы «Аэрофлот-Норд». А какие громкие слова пишут… «Сертификат IOSA представляет собой своего рода «пропуск» в международные альянсы крупнейших авиакомпаний мира и является обязательным условием членства в IATA. Признание безопасности работы на международном уровне гарантирует более высокий статус авиаперевозчика как на внутреннем рынке, так и на рынке международных авиаперевозок». — Угу!

Из последних «smart-идей» авиакомпании Nordavia, на слуху: взимание платы за провоз детских колясок и онлайн регистрацию, а также ввод пассажиров в заблуждение касательно норм провоза багажа. Всё по уму… Человечность «0» (ноль). Встречайте Smartavia — «Нордавиа в овечьей шкуре»! И не зарекайтесь от встречи. До некоторых регионов «не долетают» авиаперевозчики из вашего приоритета выбора, либо летают с очень неудобными рейсами, а в некоторых удалённых местах, вообще, без вариантов, поэтому остаётся шанс познакомиться с «умниками».

(по материалам расследования Дмитрия Черток)

P/S


Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.