logo


Авиакомпании всего мира ощутили первые удары нового кризиса из-за коронавируса, который вынудил их сокращать перевозки пассажиров и грузов. По откорректированному прогнозу IATA отрасли вновь грозят многомиллиардные убытки и худший год за последнее десятилетие. Сам прогноз ухудшается с каждым днём: вначале была представлена цифра убытков $30 млрд, из расчёта одной заражённой страны, через полмесяца – 60, а теперь речь идёт о более чем $100 миллиардах значении убытков! И всё это, на фоне предновогоднего прогноза IATA, согласно которого гражданская авиация должна была увеличить выручку на 4% до $870 млрд и заработать почти $30 млрд чистой прибыли, теперь, выглядит полным отраслевым крахом.

«Ситуация чрезвычайная, события развиваются по сценарию не имеющему прецедентов. За какие-то два месяца перспективы отрасли во всем мире резко ухудшились», – процитировал прогноз глава IATA Александр де Жуньяк.
Спустя два месяца речь уже не заходит о прибыли, выжить бы…

Первой жертвой стала британская региональная компания Flybe, которая и так практически считалась банкротом, а коронавирус её добил.

Британский оператор Flybe, который предлагал услуги авиаперелётов из различных аэропортов Великобритании, 5 марта 2020 г. завершив все свои рейсы, приостановил выполнение всех операций. Вместе с крахом авиакомпании лишатся рабочих мест до 3000 сотрудников малых аэропортов, и будет нанесён удар экономике этих отдаленных регионов. Банкротство Flybe оставляет без полётов сеть из 50 внутренних маршрутов в Великобритании, около 80 % из которых не имело конкурентов. Вся надежда в это непростое время для авиации на других перевозчиков, которые восполнят пробел и соединят региональные аэропорты Великобритании.

Все бывшие маршруты Flybe имеют достаточный трафик, даже предварительную стимуляцию, чтобы поддерживать хотя бы ежедневное обслуживание турбовинтового двигателя. Но как ни странно, например, руководители Ryanair уточнили о необходимости иметь 100 тыс. пассажиров на маршруте «до того, как они встанут с постели».
Ценник на этих региональных маршрутах сейчас установливает Easyjet, которую недавно обвинили в «совершенно нелепом» повышении цен, после того как одному пассажиру из Белфаста авиакомпания попросила 860 (!) фунтов стерлингов за обратный рейс в Бирмингем! …уже снизили в 7 раз. Авиакомпаниям явно нужна конкуренция, или это это будет происходить повсеместно. В России – это кажется нормой.

Банкротство Flybe оставляет без полётов сеть из 50 внутренних маршрутов в Великобритании, около 80 % из которых не имело конкурентов.

Flybe столкнулась с трудностями еще в прошлом году. Консорциум с участием авиаперевозчика Virgin Atlantic выкупил её с целью оживить бизнес, если власти помогут дотацией на 100 млн и налоговыми послаблениями. Конкуренты, включая British Airways, возмутились, и поэтому правительство денег не дало. Компания обанкротилась, став первой жертвой коронавируса в авиации. Как и с людьми, в бизнесе в группу риска прежде всего попадают наиболее ослабленные.

Virgin Atlantic сейчас не до Flybe. Она специализируется на дальних направлениях, и они пострадали более других из-за отмены рейсов в Азию и США. Предзаказ билетов резко снизились на 40 % по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, и Virgin Atlantic отправила сотрудников в неоплачиваемые отпуска, приостановила набор персонала и на 4 месяца урезала зарплату руководству. Конкуренты не в лучшем положении…

British Airways, KLM, Lufthansa, United и другие международные перевозчики урезают маршрутную сеть, замораживают инвестиции и найм. Лоукостеры не отстают: Ryanair, EasyJet и Wizz Air уже объявили об аналогичных мерах. У нас в стране, «Росавиация» ввела с 23 марта 2020 года временное ограничение на осуществление пассажирских авиаперевозок с территории Российской Федерации на территорию иностранных государств, за исключением огромного списка…

Из новостей уходящего марта: лоукостер «Победа» объявила 27 числа, что с 1 апреля до 1 июня полностью приостанавливает полёты, что уже успела сделать другой лоукостер Azur Air. Собственно, это тренд…

Если вирус продолжит триумфальное шествие по планете, то ситуация грозит авиации масштабным кризисом. Ведь в прогнозе IATA, пока не учитываются ни Африка, ни Латинская Америка, поскольку ни одной из стран, число заболевших Covid-19 превысило бы десяток человек. Конечно, всё может измениться в один день, но сегодня, единственным положительным моментом в отрасли является то, что в отличие от предыдущих кризисов, авиаперевозчики настроены оптимистично и планируют, без снижения цен на билеты, компенсировать убытки за счёт сокращения маршрутной сети, и за счёт закупки впрок подешевевшего, из-за политической ситуации по добыче нефти, авиатоплива.


Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.