logo


В редакцию Aviaglobus поступили материалы, свидетельствующие о необоснованных ограничениях на привлечение операторами аэродромов профессиональных аварийно-спасательных служб на договорной основе. Такие ограничения исходят из центрального аппарата Росавиации. В качестве основания приводится ссылка на п. 3.9 «Положения о функциональной подсистеме поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (утв. приказом Минтранса РФ от 4 октября 2012 г. № 368).

Редакция журнала «Авиаглобус» занимается актуальными вопросами в области авиации, включая аварийно-спасательное обеспечение полетов, мы попытались разобраться…

Откуда взялся этот странный документ и почему в нём есть требования, позволяющие делать столь неоднозначные выводы?

Федеральный закон

Есть в России такой федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Именно на основании данного закона в регионах введены так называемые режимы повышенной готовности в связи с пандемией COVID-19. В этом законе определено, что в России должна быть создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления иорганизаций.

Такая система очень громоздкая и управление ею разделено на функциональные и территориальные подсистемы, которыми управляют федеральные и территориальные органы власти, соответственно. А правила для них устанавливает Правительство.

Постановление правительства

Вот, Правительство РФ своим постановлением от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», и установило, что в Росавиации должна быть создана функциональная подсистема поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации. Вместе с этим, Правительством России 8 ноября 2013 года было утверждено постановление от 8 ноября 2013 г. № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». В нем определен исчерпывающий переченьуказанных сил и средств, и в него не входят никакие силы и средства операторов аэродромов или иных юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность.
Одновременно, в перечень не входят никакие силы и средства, осуществляющие аварийно-спасательное обеспечение полетов на аэродромах и в районе аэродромов. Таким образом, функциональная подсистема поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации должна касаться только спасения воздушных судов, потерпевших бедствие за территорией аэродромов (т.е. систему поиска и спасания).

Приказ Минтранса

Но 4 октября 2012 Минтрансом России был утвержден приказ № 368 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Данным приказом в состав функциональной подсистемы, а равно и в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций включены органы управления, силы и средства организаций, осуществляющих аэропортовую деятельность, организующих аварийно-спасательное обеспечение полетов гражданской авиации на аэродромах и в районе аэродромов.

Помимо этого, приказом Минтранса РФ № 368 (04.10.2012) на аэропорты возложены функции, законные основания для которых отсутствуют – например, разрабатывать документы, нормативные требования к которым отсутствуют. По мнению редакции, такая ситуация может приводить к проявлениям коррупции со стороны руководящих и контрольно-надзорных органов, с чем и сталкиваются операторы аэродромов.


Ответ чиновников

Редакция «Авиаглобус» направила запрос в Правительство РФ по поводу законности издания вышеуказанного приказа. Наш запрос, ожидаемо, был перенаправлен в Минтранс. Из Минтранса пришёл ответ, краткое содержание которого выглядит так: «наша подсистема, что хотим то и пишем». И намек: «не нравится, обращайтесь в суд». Наверное стоит прислушаться к мнению этих менеджеров…

Редакция прорабатывает возможности обращения в суд по данной путанице в регулирующих отрасль ГА законодательствах и продолжит разбираться с нормативными нагромождениями, мешающими нормально работать операторам аэродромов.


Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.