logo


На протяжении уже нескольких десятилетий ничего не изменилось в России касательно дороговизны внутренних авиаперевозок в районах, так называемых, «северов». Высокие авиатарифы на региональных маршрутах попрежнему остаются серьёзной проблемой для населения: республик – Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Саха (Якутия) и Тыва; районов Забайкальского края, Камчатского, Красноярского, Пермского, Приморского и Хабаровского краёв; Амурской, Архангельской, Иркутской, Магаданской, Мурманской, Сахалинской, Томской и Тюменской областей; Чукотского автономного округа. Нетрудно представить на карте половину страны, в которой, лишь мизерная часть общества, из круга друзей Путина и приближенных к бюджетной кормушке лиц, не испытывает никаких личных проблем в отсутствии круглогодичной транспортной инфраструктуры. Рядовые же граждане великой и могучей страны проживающие в районах вышеупомянутого списка не могут отказаться от перелётов, так как в некоторых местах вообще отсутствует иной способ свободного передвижения.

В День народного единства вспоминается масштаб нашей страны, который ассоциируется с необъятными просторами. На этих просторах живут разные народности под единым небом, но оно для всех разное… Потому что пользоваться российским небом, а точнее, пользоваться воздушным транспортом в 21 веке, могут не все!

Малая авиация в Якутии

Краевые Министры транспорта и дорожного хозяйства ежегодно излучают через СМИ свою озадаченность вопросами о том, как сделать малую авиацию доступнее и снизить тарифы на авиаперевозки, информируют о затратах. Но ничто не меняет факт, что попрежнему «на северах» купить авиабилет в центральную часть России или за границу в разы дешевле, чем билет в соседний район.

Например, в Республике Якутия считается экономически обоснованным тариф в одном направлении, в среднем 24 тыс. рублей. Низкий тариф начинается от 17 тыс. руб. «Якутск – Усть-Мая» (310 км); высокий тариф до 37 тыс. руб. «Якутск – Черский» (1619 км).

Каждый год мусолится тема, из чего складываются цены на внутрирегиональных маршрутах. Один из краевых министров транспорта акцентирует внимание общественности в местной прессе на том, что «при ценообразовании авиаперевозчики руководствуются Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области ГА, утвержденными Приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155 в соответствии со статьей 64 Воздушного кодекса».

«Стоимость пассажирского билета определяется исходя из себестоимости рейса по заданному маршруту и плановой пассажирской загрузки воздушного судна. Кроме того, значительное влияние на себестоимость авиаперевозок оказывают эксплуатация устаревшего парка воздушных судов, средний возраст которых составляет 45 лет, и малая провозная ёмкость судов, высокое потребление топлива по сравнению с другими аналогами воздушных судов».

На размер тарифов при выполнении авиарейсов также влияют стоимость услуг поставщиков и эксплуатационные расходы авиакомпаний. И всё же, при формировании тарифа основной составляющей является отпускная стоимость авиационного керосина. К примеру, стоимость топлива С-1 в аэропортах, с учётом транспортировки:

  • Внуково – 37 тыс. руб./т
  • Якутска – 69 тыс. руб./т
  • Черкский – 91 тыс. руб./т

Тарификация полётов в Якутии

Чем дальше от Центра, тем дороже керосин. На конечную стоимость авиабилетов влияют аэропортовые сборы. На «северах», на территории Республики Якутия тариф и сборы превышают стоимость аналогичных тарифов и сборов в центральных регионах страны в 6,5 раз, а по некоторым ставкам разница достигает, более чем в 11 раз!!

Стоимость сбора за взлёт-посадку в аэропортах:

  • аэропорт Внуково – 220 руб. за тонну
  • аэропорт Якутска – 1 267 руб. за тонну

Тем не менее, Министр транспорта Якутии отмечает, что региональные авиакомпании реализуют авиабилеты по стоимости ниже, чем экономически обоснованные тарифы:

  • «Якутск–Депутатский» – э.о.т. 25.5 тыс. руб. / в продаже бывают билеты 20-23 тыс. рублей.
  • «Якутск–Среднеколымск» – э.о.т. 33 тыс. руб. / реализуются билеты от 27 тыс. рублей.
  • «Якутск–Черский» – э.о.т. 37 тыс. руб. / реализуются билеты от 35 тыс. рублей.

Планы субсидирования авиаперевозок в Якутии

Конкретно на примере Якутии: Программа субсидирования авиаперевозок охватывает 29 из 34 районов, с включением 189 населённых пунктов этой республики. В том числе 161 внутрирайонный маршрут, 28 – межрайонных. Расчётная потребность программы субсидирования оценивается в 4 млрд 146 млн рублей, но такие объёмы только в пределах регионального бюджета реализованы быть не могут. Министерством проводится работа с федеральными органами исполнительной власти.

В рамках создания Союза дальневосточных перевозчиков обсуждается вопрос как субсидирования самих авиарейсов, так и лизинга воздушных судов, а также доставки авиатоплива в аэропорты Арктической зоны. В рамках национальной программы развития Дальнего Востока чётко обозначены мероприятия по субсидированию внутрирегиональных маршрутов, предоставлению иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в соотношении 50/50 процентов. Как только в этом году будет принят план реализации нацпрограммы, то уже с 2021 года регион начнёт получать субсидии из федерального бюджета.

В связи с ограничительными мерами из-за пандемии авиакомпании понесли значительные убытки. Пассажиропоток якутских авиакомпаний упал на 35 процентов. Как пишет Yakutia Daily, в крае немного скорректировали в сторону уменьшения действующую программу субсидирования социально значимых авиаперевозок, в связи с ожидаемым и прогнозируемым пассажиропотоком до конца года. Сегодня по этой программе предусмотрено выделение 280 млн рублей, с остатком к окончанию года, ещё около 90 млн рублей. Предполагается, что потребность 2020 года будет закрыта. Прогнозируемая потребность на 2021 год может составить 290 млн рублей.


Планы развития авиаперевозок в Якутии

Для увеличения транспортной доступности, наряду с поэтапной программой обновления воздушного флота и реконструкцией аэропортовых комплексов, прорабатываются вопросы развития малой авиации. Законодательство РФ содержит ряд требований для осуществления коммерческой деятельности субъектами малой авиации. Для выполнения любых коммерческих полётов, даже на лёгком самолете общего назначения, необходимо иметь сертификат эксплуатанта, как для большой авиакомпании, что представляется излишним требованием. Такие же правила установлены для лёгких вертолётов. Установлены требования к числу воздушных судов в парке (не менее 3 ед.), количеству сотрудников, необходим договор на базирование воздушных судов и многое другое.

В начале сентября Министерством Транспорта и Дорожного Хозяйства Республики Саха (Якутия) в адрес председателя Правительства РФ было направлено письмо с предложениями снизить требования и ограничения для выполнения коммерческих полётов субъектами малой авиации. Однако Минтранс РФ сообщил, что эти предложения не могут быть учтены ввиду нарушения ими Воздушного законодательства РФ.

В настоящее время задачи развития малой авиации в Якутии реализуются на базе региональной авиакомпании «Полярные авиалинии». Начиная с 2023 года, она планирует приобретать воздушные суда «типа «Ан-2». Соответствующие соглашения и договоренности есть с Минпромторгом России. Также уже заключены соглашения о покупке 7 новых отечественных вертолётов, три из которых оборудованы медицинскими модулями (поставка с 2021 г.). Данные вертолёты, естественно, будут модификации для использования в природно-климатических условиях Арктической зоны.

На повестке дня попрежнему остаются вопросы о сохранении и развитии санитарной авиации, в частности, речь идёт о строительстве вертолётных площадок при медицинских организациях в рамках государственно-частного партнёрства. Для реализации проекта потребуется внести изменения в Воздушный кодекс РФ, и в частности, урегулировать разногласия о создании конкурентного рынка частных авиаперевозчиков на ВС малой авиации; создать благоприятный климат для субъектов малого предпринимательства и юридических лиц.


Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.