Пятница, 19 апреля 2024

Тенденции

«Вирус» конверсии самолётов

Казалось немыслимым пару лет назад, теперь стало явной реальностью: нехватка грузовых авиаперевозок из-за идеального шторма возросшего спроса и резкого падения предложения привела к буму конверсии пассажирских ВС в грузовые суда. Поставки сократились с началом пандемии в начале 2020 года из-за сокращения вместимости нижних грузовых отсеков пассажирских самолётов, поскольку ограничения на международные поездки нарушили обслуживание пассажиров. До пандемии почти 50 % мировых авиаперевозок осуществлялось через нижние грузовые отсеки с широкими люками. Параллельно вырос спрос на перевозку грузов воздушным транспортом в результате ускоренного роста электронной торговли, сбоев в цепочках поставок, серьезных перебоев на море и восстановления экономики. Международная ассоциация воздушного транспорта ожидает, что спрос на авиаперевозки превысит докризисный (2019 год) уровень на 8 % в этом году и на 13 % в 2022 году. В долгосрочной перспективе прогноз на продолжение роста спроса, измеряемого в тонно-километрах выручки, на 4 % в год в течение следующих 20 лет.

В результате этого возрос спрос на конвертацию пассажирских перевозок в грузовые (P2F), что привело к расширению типов воздушных судов, подвергающихся конверсии, увеличению портфелей арендодателей и увеличению числа поставщиков авиационной техники, выходящих на рынок по всему миру.

Аналитики по продажам и маркетингу наблюдают более глобальное распространение конверсионных центров – это хорошо, в том числе и для окружающей среды, потому что грузовые рейсы станут короче. Например, Aeronautical Engineers (AEI) в настоящее время располагает пятью конверсионными площадками по всему миру и надеется в следующем году добавить еще несколько, чтобы увеличить количество производственных линий с 13 до 15 единиц. Это создаст возможность модифицировать в грузовые, порядка 35 самолётов в год, с прогнозом на увеличение – до более 50 ВС в год. Текущий и прогнозируемый рыночный спрос на переоборудованные в грузовые суда, похоже, поддерживает такое количество. AEI представляет лишь один пример того, как поставщик преобразования P2F расширяет свое присутствие. Почти все его конкуренты делают то же самое.

Например, Израильская аэрокосмическая промышленность (IAI) в последние месяцы заключила соглашение с независимым поставщиком ТОИР Atitech о создании площадки для преобразования пассажирских судов в грузовые самолёты для B737-700/800 в Неаполе, Италия; с «Эфиопскими авиалиниями» об открытии площадки для B767-300 в Аддис-Абебе; и с Etihad Airways Engineering о создании двух линий переоборудования, посвященных новой программе «Big Twin» B777-300ER P2F в Абу-Даби. IAI также подписала меморандум о взаимопонимании с международным аэропортом Инчхон и компанией Sharp Technics для создания площадки для B777-300ER и B777-200LR P2F в Южной Корее.

По итогам первой половины 2021 года в парк операторов поступило более 100 переоборудованных грузовых судна – от широкофюзеляжных до региональных турбовинтовых самолётов, что свидетельствует о темпах более чем 200 поставок в этом году. Это означает резкое увеличение по сравнению с 58 поставленными блоками P2F в 2019 году и 81 в 2020 году. Рынок P2F решает как проблемы спроса, так и предложения в ближайшей перспективе. Недоиспользуемые авиалайнеры становятся грузовыми судами с высоким спросом! Остаётся вопросом – как быстро конверсионные компании смогут поставлять то, что сейчас является популярным товаром, и как долго эта тенденция будет продолжаться.

Прогноз Boeing

Прогноз Boeing коммерческого рынка на 2021 год – рост грузовых авиаперевозок обеспечит спрос на 2600 грузовых судна по всему миру в ближайшие 20 лет, и основная часть 1700 единиц, будет связана с преобразованием пассажирских лайнеров в грузовые суда. Эта цифра включает 520 широкофюзеляжных самолётов, таких как Airbus 330, B777 и B767, при этом на перевозчиков в Азии приходится более 40 % этого спроса. В США заказы побили рекордные продажи – 133 грузовых самолёта за первые девять месяцев этого года. На произведённые грузовые суда приходилось 53 самолета: 4 – B747-8F, 40 – B777F и 9 – B767F, в то время как на переоборудованные в грузовые суда Boeing (BCF) приходилось 74 единицы.

Прогноз Airbus

Последний прогноз мирового рынка Airbus, опубликованный два года назад, прогнозировал, что операторам потребуется около 2500 специализированных грузовых перевозок к 2038 году для замены устаревающих парков (60 %) и обеспечения роста (40 %). Компания ожидает, что 850 поставок будут включать в себя самолеты новой сборки и 1650 конверсий P2F, из которых чуть менее 1000 конверсий относятся к категории «малых» грузовых судов, с полезной нагрузкой самолётов 10–40 тонн.


Доминирование на рынке конверсии ВС

Boeing исторически доминировал в конверсиях P2F. Однако, Airbus стремится отхватить кусок от доли рынка своего конкурента. Airbus разработал программы модификации широкофюзеляжных и узкофюзеляжных пассажирских и грузовых самолётов в сотрудничестве с Elbe Flugzeugwerke (EFW), совместным предприятием с сингапурской компанией ST Engineering Aerospace.

Самолёты A330-300P2F и A330-200P2F с более высокой плотностью и дальностью полёта получили Дополнительные сертификаты типа – EASA, STCs в ноябре 2017 года и июле 2018 года, соответственно; первые образцы поступили в DHL в декабре 2017 года и EgyptAir Cargo в августе 2018 года. Первый переоборудованный грузовой самолёт A321 поступил в эксплуатацию в октябре 2020 года в Qantas для оказания услуг от имени Australia Post. Однако небольшая задержка возникла в связи с программой A320P2F, разработанной для того, чтобы конкурировать с весьма успешными преобразованиями B737 пассажирских судов в грузовые. EFW теперь стремится достичь STC для A320P2F в 2022 году, а не в этом году.

В настоящее время 6 самолетов A321-200P2F находятся в эксплуатации, и около 19 зарезервированы для конверсий. Программа находится в зачаточном состоянии, но вероятно скоро превратится в конкурента по преобразованию B757 из пассажирских в грузовые суда. Самолёт B757 всё ещё конвертируется в значительных количествах, но по мере того, как «сырье 757» в конечном итоге иссякает, а цены на пассажирские самолёты A321 снижаются, мы увидим в перспективе целый ряд конверсий A321-200. Первоначальные преобразования A321-200 включали самолёты, построенные в конце 1990-х годов, но по мере того, как всё больше A321neos выходят в сеть, а всё больше A321ceo прекращают обслуживание пассажиров, тенденция, ускоренная Covid-19 и давлением по сокращению выбросов CO2, начали появляться более молодые примеры конверсий. Lufthansa Cargo будет эксплуатировать самый молодой A321, зарезервированный для адаптации P2F – бывший самолёт Eurowings 2008 г.в., как только EFW завершит переоборудование.

Помимо EFW, несколько других компаний вышли или планируют выйти на рынок конверсии для A321-200 и A330s. В связи с бурным развитием бизнеса грузовых авиаперевозок и продажей производственных линий EFW A330P2F, около 100 мест до 2025 года, IAI решила, что пришло время выполнить свое годичное обещание создать собственную программу переоборудования грузовых самолётов A330-300 в сотрудничестве с дублинским арендодателем самолётов Avolon. В соответствии с условиями соглашения, объявленного в октябре, Avolon согласилась занять 30 конверсионных слотов A330-300P2F с 2025 по 2028 год и оказать поддержку израильской государственной аэрокосмической компании в разработке STC для A330-300P2F.

В перспективе…

По состоянию на сентябрь 2021 года Airbus собрал заказы на 1442 пассажирских самолёта A330ceo и поставил 1418 с момента ввода модели в эксплуатацию в 1994 году, обеспечив достаточный задел судов для поддержки программы конверсии в течение многих лет.

Интерес рынка к переоборудованию грузовых самолётов A330 сосредоточился в основном на A300, в связи с быстрым снижением их стоимости. К началу июля 249 бортов A330-200 и 245 – A330-300 находились на хранении. До пандемии пассажирский A330-300 с двигателем Rolls-Royce Trent 2009 г.в. стоил около $25 млн; сейчас этот актив привлекает около $15 млн, а в некоторых случаях и того меньше. Ситуация означает, что грузовые операторы могут подискивать себе гораздо более молодые самолёты, чем ранние MSNs – в книгу заказов EFW входили 2 борта A330-300 Singapore Airlines, построенные в 2013 году, и пожинать плоды дополнительных лет полезного срока эксплуатации долгосрочных инвестиций в активе.

Компания Convey предсказала, что рост будет постепенно смещаться с B757-200 в сторону грузовых конверсий A321-200 – в более крупном сегменте узкофюзеляжных судов, и с B767 в сторону A330 – в сегменте среднего широкофюзеляжных судов. Изменение произойдут в связи с истощением сырья B757/767, и с увеличением доступности A321/ A330 для конверсии.

Тем не менее, Boeing по-прежнему уверен, что сохранит лидерство над Airbus на мировом рынке грузовых самолётов, как в производстве грузовых самолётах, так и в конверсии пассажирских. Текущая линейка конверсий Airbus в настоящее время не достигла рыночной динамики.

Airbus продал только 38 серийных A330F, а его новый A350F ещё не привлек нового клиента.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.