Командир Карлос Мирпури (вице-президент Hi Fly) и его экипаж 2 и 4 ноября совершили два перелёта на широкофюзеляжном самолёте из Кейптауна (CPT) на Белый континент и обратно; расстояние составляет 2500 морских миль, полёт длится чуть более пяти часов в каждую сторону. Никогда ранее ни один самолёт А340 не приземлялся на взлётно-посадочную полосу антарктического голубого ледника. Самолёт португальской чартерного оператора Hi Fly, будет использоваться в этом сезоне для перевозки небольшого числа туристов, а также учёных и грузов жизнеобеспечения на Белый континент. Пожалуй самым грандиозным, большим и тяжёлым самолётом Южного Полюса земли, ранее считался Ил-76ТД-90ВД (*max взл. вес 190 т), выполняющий сугубо спец-миссии российского представительства учёных и МЧС. Сюда прилетал и B757-200 Loftleider Icelandic (*115 т), и B767 Icelander (*135 т), но сейчас, речь о другом самолёте…
Самолёт для миссий
Hi Fly 9H-SOL – это самолёт A340-313HGW с максимальной взлётной массой 275 тонн. Этот борт был тщательно отобран, чтобы безотказно работать по доставке грузов и пассажиров в экстремальных условиях, как высоконадёжный, комфортабельный, с отличными показателями безопасности. Его исключительная дальность полётов и 4 двигательная схема с резервированием, делают его идеальным для выполнения подобных миссий с дистанционным управлением.
На борту 9H-SOL было 23 пассажира, весь персонал заказчика, и, поскольку это был первый рейс в сезоне, большая часть наземного вспомогательного оборудования, которое понадобится в WFR (ВПП Волчьего Клыка, Антарктика), находилась в грузовых отсеках. Было перевезено 77 тонн топлива. Первые два боевых вылета предназначены исключительно для организации операции в Антарктиде в преддверии летнего сезона 2021/2022 годов.
Расстояние 2500 миль, между CPT и WFR, было преодолено за 05:10 ч и за 05:20 ч в обратном направлении. Поскольку это был самый первый полёт с ограниченной поддержкой на земле, в WFR планировалось провести 3 часа.
Маршрут и связь в полёте
Маршрут в WFR почти прямой, после соблюдения разрешения на процедуру вылета по приборам, выданного управлением воздушного движения CPT. Вскоре летевший борт передали в Йоханнесбургский океанический через CPDLC / ADS, избегая, таким образом, утомительной и шумной дальней высокочастотной связи, которая датируется 50-ми годами. Цифровая связь в наши дни стала нормой в большинстве регионов аэронавигации, и в этом полёте она перестала поддерживаться, лишь за 250 миль до WFR, а примерно в 180 милях от места назначения, стала доступной УКВ-связь.
Полярная навигация
Южнее 65 градусов мы возвращаемся к методам полярной навигации и используем в качестве ориентира истинный курс. Придерживание графика полёта необходимо для подтверждения, что не сбивается курс. На всём маршруте, через ACARS (тоже цифровая система связи) на бот поступают частые сводки погоды от WFR, передаваемые в ходе операций в Лиссабоне. В распоряжении персонала WFR спутниковый телефон Iridium, единственное средство связи в этой части Земного шара. Синоптики проделывают свою работу, поэтому пропуск самолётов в Антарктиду, только тогда, когда погода соответствует требованиям его отправки. Но прогноз есть прогноз, и в полётах на край света, нужны 100 % гарантии, что фактическая погода соответствует прогнозу.
Погода была великолепной, к началу спуска, были переданы отчёты с коэффициентом трения на ВПП, которые были выше расчётных минимальных. Транспортировка топлива в обе стороны означало, что приземление будет с максимальной посадочной массой 190 тонн. Добавьте тот факт, что полёт на аэродром, высеченный из голубого ледяного льда, и легко поймёте, что первая в истории посадка Airbus A340 привлекла там много внимания и беспокойства.
Предварительная подготовка
Оперативный отдел миссии провёл несколько месяцев подготовки к этому полёту, и успех первой посадки стал свидетельством хорошо выполненной работы. Визит в WFR на бизнес-самолёте с учеными был совершен за 2 дня до главного полёта командиром Антониосом Эфтимиу. Аэропорт WFR принадлежит категории C, и весь экипаж наблюдал полёт из кабины пилотов перед грандиозным перелётом.
Взлётно-посадочная полоса WFR с голубым ледником выдерживает тяжелые самолёты. Его глубина составляет 1.4 км свободного от твёрдых частиц льда, поэтому важная особенность заключается в том, что чем прохладнее, тем лучше условия. После очистки и обработки поверхности ратраком достигается достаточный коэффициент сцепления на ВПП длиной 3000 м, что обеспечивает безопасное приземление и остановку таких тяжелых типов ВС, как A340. Главное одеть правильные очки т.к. лёд имеет потрясающее отражение.
Особенности захода на посадку
Определить ВПП оказалось непросто, т.к. в WFR абсолютно нет никаких навигационных средств, а примерно с 20 миль необходимо находиться в визуальном контакте. В хорошую погоду всё же можно заметить шлифованный участок и начать настройку на ранней стадии, выбрав закрылки и шасси для полной стабилизации за 10 миль до ВПП.
В отсутствии визуального контроля угла атаки, сливания полосы с окружающей местностью и огромной белой пустыней вокруг, определение высоты, мягко говоря затруднено…
Высотомеры в холодную погоду страдают от температурных ошибок и нуждаются в корректировке. Все это нужно учитывать. Экипаж рейса HFM801/802 совершили посадку без происшествий, как по учебнику и самолёт выполнял всё в точности по плану. Когда достигли скорости такси, из пассажирской кабины раздались аплодисменты. Все были счастливы. В конце концов, участники открыли новую главу в истории авиаперелётов.
Обратно на материк
Разворот в Антарктиде произошёл быстрее, намного меньше трёх часа на всё, чем первоначально планировалось. Полёты, наземные работы и техническое обслуживание прошли безукоризненно. «Вовремя. Каждый раз» – это девиз авиакомпании Hi Fly.
Собранные для экстремальных холодов, члены экипажа вышли, чтобы поздороваться с встречающими их людьми, а также тщательно проинспектировать детали и места ВПП, чтобы быть более уверенными во внедрённой системе её дооборудования. Всё выглядит хорошо для запуска повторяющихся операций в Антарктиду и обратно.
Взлёт обратно в Кейптаун прошёл без происшествий. Клиент был доволен, все цели этого первого полёта были достигнуты. Событие было зарегистрировано репортёром Марком Боу. Все детали того момента и настроение – отчётливо видны и передаётся в видеоролике авиакомпании…