Американский производитель и эксплуатант дронов доставки Zipline получил сертификат авиаперевозчика Part 135 от Федерального управления гражданской авиации, что позволяет компании осуществлять самые дальние поставки по требованию в США с помощью своих коммерческих дронов. Также, Zipline недавно представила свою новую систему обнаружения и уклонения, которая использует акустические технологии на борту БПЛА.
Коммерческой эксплуатацией дронов Zipline начала более 5 лет назад, и их автономные электрические дроны совершили более 300 тыс. коммерческих полётов по всему миру. Используемые дроны, для так называемой «мгновенной» доставки посылок массой до 9 кг, питаются от перезаряжаемых аккумуляторных батарей.
В прошлом году компания запустила рейсы для Walmart в Арканзасе, действуя в соответствии с правилом FAA Part 107. Поскольку команда рассматривала логистику БПЛА в сложном воздушном пространстве США, они быстро пришли к выводу, что необходимо решение для безопасной интеграции дронов. Технология обнаружения и уклонения (detect-and-avoid, – DAA) долгое время была «святым граалем»… Все доступные технологические решения были слишком дорогими, из-за чрезвычайно сложной и обременительной для инфраструктуры, или недостаточно точными, чтобы соответствовать нормативным требованиям, предъявляемых в переговорах с регулирующими органами. Также было несколько компаний – поставщиков наземных решений, но не идеальных для предполагаемых операций Zipline и планов по расширению.
В итоге, предпочтение было отдано разработке бортового решения, которое было бы гибким и мгновенно реагировало на изменения воздушного пространства. Акустическая система обнаружения была выбрана потому, что она обеспечивает 360-градусную видимость и может работать в дождливую или облачную погоду. Система включает в себя множество микрофонов, расположенных на крыле самолёта, которые способны различать различные звуковые профили. Самолёт способен вычислять эту информацию и принимать решения о том, как реагировать. Акустическая система DAA компании Zipline является Первым решением, которое действительно практично для масштабного развертывания и достаточно лёгкое, чтобы уместилось в БПЛА.
Одной из проблем для разработчиков дронов является то, что нормативная база не была разработана для автономных транспортных средств в их текущей итерации. В существующих самолётах есть определенный уровень автономности, но этот уровень автономности будет новым для регулирующих органов. Преодоление этой проблемы потребует демонстрации безопасности автономных ЛА, посредством исследований и испытаний, как регулирующим органам, так и общественности.
Система DAA – лишь одна часть услуг Zipline, и команда избегала чрезмерного внимания к какой-либо конкретной технологии. Это не просто решение одной проблемы, требуется решить все проблемы для своих клиентов и сообщества. Речь идёт о дроне, программном обеспечении, автономии; речь идет о том, как управлять целым парком дронов, операциями и запасами, а также о взаимодействии с клиентами.
Сертификат авиаперевозчика Part 135, выданный Zipline, является первым в своем роде, выданным в рамках программы BEYOND FAA. Эта инициатива направлена на безопасную интеграцию беспилотных полётов за пределами прямой видимости (BVLO) в США. Zipline планирует начать полеты по маршрутам длиной до 26 миль, включая полёты в контролируемом воздушном пространстве и для операций BVLO. Хаб Zipline в Северной Каролине примет первые рейсы в соответствии с новым сертификатом Part 135, работая в качестве службы доставки медицинских дронов. Компания также планирует начать поставки в штате Юта в конце этого года в партнерстве с Intermountain Healthcare.
В общем, благодаря сертификации part 135 и тесного сотрудничества с партнерами и FAA, Zipline на один шаг приблизился к тому, чтобы сделать безопасную, чистую и тихую мгновенную доставку реальностью для потребителей по всей территории США.
P.S.
Другой передовой компанией, занимающейся воздушной мобильностью, которая недавно получила сертификат Part 135 от FAA, является разработчик самолётов с электрическим вертикальным взлётном и посадкой (eVTOL) Joby Aviation. После этой сертификации Joby может начать коммерческие операции с воздушными такси по требованию.
А в России, название Zipline – это всего лишь аттракцион гравитационного спуска по стальному канату. У нас доставка дронами, точно, в ближайшее время не предвидится – один человек всё за всех уже решил.