Четверг, 25 апреля 2024

Авиаиндустрия

Патрульный самолет и андреевский флаг

Казалось бы, чего в этом необычного? Ну самолет, ну андреевский флаг, значит – российский флот…
А вот и нет!

[divider][space height=»20″]

[dropcap color=»#555555″]А[/dropcap]ндреевский флаг – это национальный флаг Шотландии, в отличие от отечественного военно-морского, на нем цвета поменялись местами: крест белый, поле голубое. А по поводу патрульных самолетов в Шотландии говорят так: «Как морской нации, Шотландии нужна соответствующая морская патрульная авиация. Если правительство Соединенного Королевства этого не понимает, то шотландское правительство, уполномоченное заниматься делами обороны, должно вплотную заняться этим вопросом».

Такого шотландского правительства пока нет, но оно может появиться в ближайшем будущем: референдум о независимости Шотландии должен состояться летом 2014 года. Вышеуказанное заявление сделал представитель Шотландской Национальной партии (партии большинства в парламенте страны) по оборонным делам Ангус Робертсон, и ему трудно возразить: в Соединенном Королевстве с патрульной авиацией туго.

Долгие годы ее основу составляли реактивные Hawker Siddeley Nimrod MR.2, разработанные на основе знаменитой пассажирской «Кометы». Машины были построены в 1970-е, и, несмотря на постоянное обновление бортового оборудования, на рубеже 21 века настоятельно потребовали замены. Гордая Британия попыталась создать эту замену сама, спроектировав новую версию «Нимрода» – MRA.4 — с новым крылом, двигателями и переработанным фюзеляжем старого «Нимрода». Старые фюзеляжи решили использовать для экономии, но как раз тут ее и не получилось: совместить новодельное крыло со сделанным по старым нормам фюзеляжем оказалось не так просто. Да и само крыло сразу не получилось, пришлось его перепроектировать, а в общем на проектирование, постройку трех опытных и двух серийных самолетов и их доводку было потрачено с 1996 по 2010 годы 3.8 миллиарда фунтов.
Деньги были потрачены впустую: самолет довести не удавалось, задержка программы составила 9 лет, и ее прикрыли из экономии. Еще бы, за каждый новый самолет надо было выкладывать фантастическую сумму в 400 миллионов фунтов! В итоге построенные MRA.4 отправили на разделку, одновременно были расформированы подразделения, летавшие на «двойках», а база Кинлосс в Шотландии, где они базировались, была закрыта. «Владычица морей» лишилась патрульной авиации…

В Соединенном Королевстве, конечно, все понимают, что это непорядок. Даже инициаторы списания «Нимродов» признают, что в «дальней перспективе» стране потребуются патрульные самолеты, с чем соглашаются даже их противники, отмечая только, что нужда в таких машинах может возникнуть уже завтра, а существующие средства контроля морских просторов (спутники, корабли, вертолеты, базовая транспортная авиация) Великобритании недостаточны.

[divider][space height=»20″]

[dropcap color=»#555555″]В[/dropcap] прошлом году было проведено исследование по вопросам морской патрульной авиации и использования для ее замены других средств, в частности беспилотников и спутников. Результатом его стало признание, что пилотируемый самолет – будь то маленький CASA C295 или навороченный Boeing P-8A – является лучшим решением. Но вот беда: приобретение такой техники в ближайшем будущем не предусмотрено никакими планами Министерства Обороны, и к вопросу можно будет вернуться не раньше 2015 года, когда будет обсуждаться очередная оборонительная стратегия страны. Но ведь надо еще решить, как будет выглядеть будущая патрульная авиация Великой, но бедной Британии.

Вполне естественно, что полноценной заменой «Нимрода» может стать американский «Посейдон» (Boeing P-8A), но в Парламенте найдется немало деятелей, готовых поднять лоббистов этой машины на посейдонов трезубец. Стоимость «Посейдона» составляет 170 миллионов долларов – в разы дешевле, чем туземного «Нимрода», но такие траты по карману бывшим «жемчужинам британской короны» вроде Австралии и Индии, а в самом Королевстве денег маловато. Пугать депутатов беспрепятственным прорывом российских подводных лодок в Атлантику сложно: все знают, что российский флот не в состоянии вести реальные боевые действия против НАТО в открытом море несмотря на некоторые воинственные заявления руководства страны и отдельные акции. Главной задачей перспективного патрульного самолета называется не охота на подводные лодки, а защита экономической зоны страны и поисково-спасательные операции, и тут имеется несколько готовых предложений – да та же CASA C295. Такие самолеты, конечно, обладают меньшими возможностями, но ведь и вчетверо дешевле!

Поэтому пока янки из Boeing пытаются протолкнуть в Великобританию P-8, в страну зачастили эмиссары и от других производителей авиатехники, даже таких, которые раньше патрульными самолетами не занимались. Например, SAAB.

[divider][space height=»20″]

[dropcap color=»#555555″]В[/dropcap] этом году шведы (SAAB) объявили о том, что собираются снова заняться разработкой и производством турбовинтовых пассажирских самолетов, конкретно 90-местной машины. Раньше это у них в целом получалось неплохо: 340 и 2000 хорошо себя зарекомендовали и в значительном количестве эксплуатируются до сих пор. Правда, конкурентов на рынке прибавилось, но и «шведское качество» никто не отменял: свою нишу SAAB вполне может найти.

Потом появилась информация о том, что SAAB собирается сделать на базе 2000-го патрульный самолет. После разработки самолета ДРЛО это задача не слишком сложная, но, как сообщалось, машина создается в том числе и под возможный британский заказ.

С одной стороны, надежда на то, что именно британцы будут покупать переделанные б/у пассажирские самолеты исчезающе мала – гордость не позволит. Но вот с другой…
А с другой видится вот что. У англичан давно замечен «бзик» или пытаться во что бы то ни стало (а встает, как мы видели на примере «Нимрода», очень дорого) сделать авиатехнику самим, или по крайней мере поучаствовать в ее разработке и производстве. Кажется, шведы решили упирать именно на это, и предложить бриттам совместно разработать и производить новый турбовинтовой самолет «по следам» SAAB 2000, а до того отработать на 2000-м комплекс его оборудования – все же до этого в активе шведской фирмы был только поисково-спасательный SAAB 340B plus SAR-200 для Японии.

Пока известно лишь, что новый шведский самолет будет оснащен двигателями General Electric или Pratt & Whitney Canada – обе компании сейчас заняты разработкой новых семейств двигателей. Но что из себя он будет представлять – загадка, тем более что официальные лица шведской компании заявляют, что они пока «изучают рынок». По мнению экспертов, SAAB по финансовым соображениям самостоятельно не сможет реализовать столь сложный проект и ему понадобятся иностранные партнеры. Таким партнером может стать Британия, интерес которой будет не только в собственно пассажирских самолетах, но и в патрульных машинах. Одних их ей нужно порядка 15-20 штук, так что это может быть тем самым шансом, который нужен шведам для возвращения на рынок турбопропов.

Впрочем, англичане могут заказать и EMBRAER EMB 145 MP или ATR72 ASW, а то и приобрести б/у «Орионы» (как это сравнительно недавно сделали Германия и Бразилия) или договориться о совместном использовании модернизированных «Атлантиков» с Францией. Но скорее всего компромисс будет найден в приобретении нескольких «Посейдонов» и нескольких «малышей».

Но если Шотландия станет независимой, планы придется менять. Ведь именно на Шотландию приходится большая часть зон ответственности по поиску и спасению на Британских островах. А с другой стороны. У Соединенного Королевства есть заморские территории, где патрульная авиация также не помешала. Одни Фолкленды чего стоят. Но в любом случае «неспособность Соединенного Королевства защитить военным путем интересы народа Шотландии» – это заметный довод для предстоящего референдума.

А пока патрульная авиация Великобритании существует только в виде программы Seedcorn – стажировки бывших экипажей «Нимродов» в странах, где патрульные самолеты все еще сохранились – в Австралии, Канаде, Новой Зеландии и США. Там британские пилоты стараются не забыть то, чему они научились на «Нимродах» до поступления на вооружение новых самолетов. Seedcorn расчитана на срок до 2019 года и обойдется в 12 миллионов фунтов. Всего в программе участвуют 33 британца – недешево получается…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.