Суббота, 27 апреля 2024

Авиаиндустрия

Электрический Eviation Alice: первый полёт

Краткость испытательного полёта Alice объясняется задачами – проверки правильного тангажа, устойчивости самолёта и приведения его к безопасной посадке. «Вы просто делаете маленькие шаги, шаг за шагом», – добавил пилот

Электрический самолёт Alice компании Eviation 27 сентября 2022 г.  впервые поднялся в воздух, ознаменовав начало эры, когда региональные полёты на сотни миль станут практически бесшумными и с нулевыми выбросами. Alice – это прототип того, что в конечном итоге станет пассажирским самолётом, способным перевозить в общей сложности около 2500 фунтов, что соответствует девяти пассажирам с небольшим багажом. Планер Alice оснащён мощной аккумуляторной системой от AVL и парой двигателей компании MagniX, которая недавно получила 74 млн долларов от NASA на свои дальнейшие разработки. Максимальная скорость «Алисы» в воздухе составляет около 260 узлов (до 500 км/ч).

Первый полёт

Испытательный полёт Alice проводился в муниципальном аэропорту Мозес-Лей в центре Вашингтона, где самолёт поднялся в 07:10 утра на высоту 3500 футов (~ 1000 м), затем благополучно приземлился. Общее время полёта составило всего 8 минут, за которые Eviation получила бесценные терабайты данных для дальнейшей оптимизации самолёта и его коммерческого производства. Полётные данные будут проанализированы и дадут понять насколько характеристики ЛА соответствуют проектному моделированию. За этим полётом последует серия дальнейших лётных испытаний возможностей работы самолета в различных режимах и условиях.

Краткость испытательного полёта Alice объясняется задачами – проверки правильного тангажа, устойчивости самолёта и приведения его к безопасной посадке. «Вы просто делаете маленькие шаги, шаг за шагом», – добавил пилот. Разработанный инженерами из штата Вашингтон и Израиля, название самолёта вдохновлено волшебными сказками Льюиса Кэрролла о приключениях Алисы в Стране чудес.

В конечном итоге компании Eviation планирует в 2025 г. завершить разработку и начать сертификацию серийных прототипов самолёта. В отличии от проведённой российскими менеджерами ускоренной сертификации SSJ-100, такие вещи в «западной  цивилизации» движутся медленно по своей сути, что является причиной, по которой авиаперелёты настолько безопасны.

Испытательный полёт Alice проводился в муниципальном аэропорту Мозес-Лей в центре Вашингтона, где самолёт поднялся в 07:10 утра на высоту 3500 футов (~ 1000 м), затем благополучно приземлился. Общее время полёта составило всего 8 минут, за которые Eviation получила бесценные терабайты данных для дальнейшей оптимизации самолёта и его коммерческого производства.

«Абсолютно гладкий полностью электрический самолёт зажужжал, как шершень в конце взлетно-посадочной полосы, затем ускорился и поднялся в небо над центром Вашингтона. Самолёт выполнил два широких разворота вокруг аэродрома, набрав высоту 3500 футов (~1000 м). Когда он пролетел прямо над головой, люди на земле услышали жужжание и содрогание воздуха от пропеллеров в задней части фюзеляжа. Вскоре самолет Alice благополучно приземлился. Подруливая к терминалу, он издал ещё пару громких гудков, когда пилот управлял двигателями».

Перспективы инвестиций

По замыслу всех подобных Eviation амбициозных компаний, занимающихся электрическими и гибридными перевозками, «электрические полёты» повлияют на активацию множества новых пунктов назначения, таких как региональные аэропорты, которые в основном используются грузовыми компаниями и владельцами частных самолётов. Дешёвые и чистые рейсы между небольшими центрами могут упростить как поездки, так и перевозку грузов, т.е. повысят уровень комфортной жизни населения (что особенно актуально для граждан РФ-ии). Небольшие и более тихие самолёты, доставляющие посылки прямо в местный центр доставки, могут иметь смысл.

Ровно год назад АВИАГЛОБУС упоминал о планах создания сети станций зарядки таких электрических самолётов будущего. Инвестиции муниципальных или окружных властей в восстановление заброшенной, но ценной инфраструктуры, также могут помочь покрыть расходы на обновление региональных аэропортов. Электрическая авиация открывает больше возможностей для населения, где проблемы с шумом были сдерживающим фактором для полётов и ограничивали время работы.

Спрос на самолёты Eviation

Компания Eviation пока не говорит о сроках большого полёта «Алисы» или её модификации, который определяется в 50 или более миль, всё зависит от процесса тестирования и сертификации. Невозможно просто взять и запустить единственный прототип, когда на нём стоят миллионы долларов. Определённо есть клиенты ожидающие у дверей, уже зарезервировано более 100 бортов, но пройдёт ещё несколько лет, прежде чем самолёт станет полнофункциональным.

Авиакомпании Cape Air и Global Crossing заказали 75 и 50 бортов соответственно; обе региональные авиакомпании, которые могут использовать электрические самолёты типа Alice для покрытия большинства своих рейсов. Это большие инвестиции, но и экономия топлива и, возможно, на обслуживании, будет колоссальной.

Также заказала дюжину самолетов и DHL Express, явно предпочитая вначале протестировать на практике новый тип ЛА. В компании заявляют, что диапазон и мощность Alice являются уникальным решением для глобальной авиационной сети DHL, поддерживая её стремление внести существенный вклад в сокращение углеродного следа и, в конечном счёте, достигнуть нулевых выбросов углекислого газа к 2050 году.

Что нужно преодолеть

Сейчас экономия на эксплуатационных расходах на самом деле перевешивается высокими затратами на покупку электрических самолётов и замену их дорогостоящих аккумуляторов после 800-1000 рейсов. Но…

Культура электрической авиации бурно развивается, и наконец-то переходит от стадии концептов к реальным испытаниям. В ближайшие несколько лет ожидается дальнейший рост и разнообразие вариантов, поскольку зарубежная отрасль ГА, ещё больше стремится к более экологичному и тихому будущему. Не совсем, конечно, тихому, но всё же без реактивного рёва. 

Накануне первого полёта Alice, генеральный директор Eviation Грег Дэвис в своём интервью признал, что прототип не является проектом, который компания начнёт производить позже. Eviation нуждается в новых разработках в области аккумуляторных технологий, чтобы сделать свои самолёты коммерчески жизнеспособными.

«Способны ли батареи на прототипе приводить в движение сертифицированный самолёт, способный обеспечить достаточное количество энергии? Ответ – нет, абсолютно нет».

Вероятно, сертификация серийной модели для обслуживания пассажиров займёт пять лет: около 3 лет уйдёт на разработку, затем ещё около 2 лет – на лётные испытания и сертификацию, что отодвигает ввод в эксплуатацию до 2027 года.

Для команды инженеров и производителей Eviation (более 1/3 экс-сотрудники Boeing), это был медленный прогресс в достижении захватывающей цели. В конечном итоге Eviation планирует три серийных варианта, которые будут включать значительные изменения в дизайне по сравнению с прототипом: конфигурацию с 9 пассажирами, грузовую версию и представительскую модель с более роскошным салоном. Помимо совершенно других батарей, серийные модели будут иметь герметичные кабины. Также будет другая конфигурация подвижных закрылков на крыле. И в дополнение к двум батареям, которые прототип несет внизу фюзеляжа под пассажирским салоном, серийные модели будут иметь третий аккумулятор в задней части самолёта.

Eviation планирует три серийных варианта, которые будут включать значительные изменения в дизайне по сравнению с прототипом: конфигурацию с 9 пассажирами, грузовую версию и представительскую модель с более роскошным салоном

Производство

Прототип Alice собирался в ангаре в Арлингтоне из крупных узлов, изготовленных различными поставщиками. Фюзеляж был изготовлен во Франции компанией Multiplast, входящей в группу Carboman, специализирующуюся на производстве композитных материалов. Крыло изготовила GKN в Филтоне, Англия.

Желание Eviation перенести производство серийных самолётов в США зависит от поиска альтернативных партнёров для выстраивания внутренней цепочки поставщиков. В компании не стремятся быть производителями фюзеляжей, для этого есть другие участники, специализирующиеся на этом. Вместо этого Eviation сосредоточится на проектировании самолётов с электрическим приводом, интеграции батарей с бортовой системой и сборке самолёта.

Стоимость Alice в самом начале разработки озвучивалась основателем Eviation в 4 млн долларов за самолёт, но сейчас, текущая стоимость самолёта уже умалчивается.

P.S.

Создание перспективных ЛА во многом идёт в тандеме с развитием наземной инфраструктуры и сети техобслуживания. Это существенное различие условий конструирования за рубежом и в России. Охарактеризованный 30.09.2022 г. Путиным путь развития страны, как «Отдельной цивилизации» включал в себя критику «технологической интервенции», по его мнению акцент экономического будущего должен сосредотачиваться на добыче угля и использования для обогрева жилищ ископаемых останков жизнедеятельности предков. Отечественные конструктора вынуждены закладывать в новые проекты самолётов МВЛ огромные шасси и использовать металл в обшивках, а о внешнем дизайне и внутреннем комфорте, мало кто вообще задумывается. …не те времена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.