Четверг, 28 марта 2024

Общество

«В белизне» (Into the White, 2012)

Над белоснежными горами Норвегии немецкий экипаж самолета Люфтвафе Heinkel 111 (1H+CT) возвращался в составе эскадрильи бомбившей корабли Королевского военно-морского флота, но из-за плохой видимости отстал от группы, и повстречался, с нагнавшим его англичанами на истребителе Blackburn Skua (L2940) Королевских воздушных сил. Завязался бой…

Усаживаясь перед экраном не настраивайтесь смотреть панораму небесного сражения, в тот день 27 апреля 1940 года ландшафт сливался с небом и едва был различим из-за надвигающихся снежных облаков. Оба самолета в перестрелке друг с другом получили значительные повреждения и экипажи были вынуждены совершить аварийные приземления где-то в области Гротли.

Нет смысла пересказывать в подробностях весь сюжет фильма, который был снят в тех же местах, где 72 года назад приключилась эта необычная история: два экипажа воюющих сторон встретились в обветшалой охотничьей хижине, и были вынуждены вместе сосуществовать в этом диком месте, пока не стихнет вьюга. Замкнутое пространство совместного обитания, дефицит пищи, за окном буря, – в таких условиях проверяются человеческие качества, а у пилотов – это честь, достоинство и отвага; и в данной ситуации было не столь уж важно, что друг перед другом были враги. Враг – это прежде всего человек, у которого есть душа, личные интересы, и которого так же ждут с фронта домой.

Норвежский актёр и режиссёр собственных картин Петтер Несс (Petter Naess) узнал об этой истории из интервью 1994 года с Хорстом Шописом (Horst Schopis, на фото он второй слева – нажать для увеличения), в котором он рассказал историю о том, что случилось в тот день, когда он и британские пилоты стреляли друг в друга. И как произошло потом, когда им предстояло встретиться и даже пожать друг другу руки в знак установления необходимого перемирия; в течении последующих дней между немецкими и английскими лётчиками завязалась обыкновенная человеческая дружба. Оставаясь верными каждый своему отечеству, они планировали пробраться сквозь снега к линии фронта и разделиться, не исключая что возможно вновь могут встретиться в бою. И вначале военные держаться, как враги, со своими представлениями об идеологии, но потом в фильме показан их переход от варварских чувств к гуманизму. Они в последствии даже спорят об автомобилях, «подкалывают друг-друга», хотя и не доверяют откровенно до конца.

Петтер Несс был поражен достоинством, с которым держался свидетель тех действий – Хорст Шопис, и понимал как важно теперь, для этого расчувствовавшегося и элегантного 98-летнего старика, чтобы его рассматривали, как человека, а не только, как бывшего представителя фашисткой Германии (*теперь пишут «ненавистной военной власти», что мягонько так…). Режиссёр считает, что Шопис не был нацистом, хотя и участвовал в военной оккупации Норвегии; не мечтал стать летчиком, но пройдя все необходимые тесты пошел на фронт. Он был одним из тех, кто надеялся, что немцы и англичане придут к мирному соглашению, после вторжения в Польшу.

Для меня это не история, а неудачный жизненный опыт. Меня сбили, и как офицера посадили в тюрьму. Окажись мы, например, в России, то вероятнее всего не выжили бы», – рассказывал Хорст Шопис. В канадской тюрьме Шопис пробыл в качестве военнопленного до 1946 года, попав туда этапом, через Англию.

Другой офицер – Королевских воздушных сил Ричард Партридж наводил справки, что его враг по сражению и друг по несчастью пережил войну. Оказалось что, никто из пилотов в его эскадрилье не остался в живых. Ричард Партридж и Хорст Шопис встретились друг с другом только в 1977 году. Самолеты, на которых летали отважные лётчики, спустя годы тоже «встретились», если можно так сказать. Правда, от немецкого Heinkel сохранились лишь фрагменты, которые свидетельствуют о давней встрече в схватке с Blackburn Skua, они выставлены в британском национальном музее военной авиации и морского флота в Сомерсете. В 1974 году британцы получили в дар от норвежцев свой боевой самолет.

Сняться в кинофильме «В белизне» режиссер Петтера Нэсс пригласил таких звезд, как Руперта Гринта (к/ф «Гарри Поттер») и Лахлан Найбоа (к/ф «Там где сердце», сериал «Торчвуд»), а также Флориана Лукаса (к/ф «Гуд бай, Ленин!»), норвежца Стига Хенрика Хоффа (к/ф «Нечто») и Дэвида Кросса (к/ф «Чтец»).

Для британского 22-летнего актёра Руперта Гринта – сняться в таком фильме стало прорывом во взрослую актёрскую жизнь и он был очень рад, что не соответствовал на роль немецкого лётчика и то, что ему предоставилась возможность показать себя зрителю с новой стороны. Съемки заняли по времени примерно пять недель, и три из них на открытом воздухе, где Руперт впервые снимался на снегу, и реально впервые встал на лыжи.

Немецкий 36-летний актёр Флориан Лукас (Florian Lukas) сыгравшего Хорста Шописа, отметил, что он очень рад включению в роль той части, в которой речь не идёт о нацизме. – Он рассказывал, что если его приглашают сняться в фильмах по истории Второй мировой войны, то он автоматически выпадает на роль нацистов, от чего очень устал. Для формирования характера своей роли, актёр получал советы от участника тех лет – Хорста Шописа, который во многом его вдохновил.
«Задумайтесь только, что он в свои 99 года, остаётся энергичным человеком, и у него даже есть iPhone!» – восклицал Лукас (*здесь вспоминается «прибор мобильной связи за тысячу рублей», с большими кнопками, монохромным ЖК-дисплеем, фонариком и кнопкой «СОС», который рекламируется нашим пожилым согражданам).

Основная мораль заложенная в сюжете этого фильма сводится к доступной для понимания всеми мысли о том, что войны развязываются из претензий одной стороны на ресурсы другой стороны; ходили бы все сытыми и тогда не наступили бы военные времена; все люди – братья и сёстры, и все равны друг перед другом, тем более, когда есть чем закусить… Странно, что люди этого не признают, ну те, кто считает население своих стран «баранами и овцами».

А итог таков: фильм обязательно смотреть любым способом всем, кто ещё его не смотрел. И кстати, кто-нибудь понял, к чему это давече, выставлялись обломки самолетов на Манеже в Москве?! – Может быть для сравнения, какое там и у нас внимание населения к сохранившимся остаткам авиационной славы?


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.