Нынешняя зима в Восточной Канаде запомнится необычным природным явлением – «морозотрясением». От него даже пострадал один аэропорт – но в США.
[divider][space height=”20″]
[dropcap color=”#555555″]В[/dropcap] начале года в Торонто и окрестностях прошли сильные, нередко ледяные дожди, после чего температура упала до –10 градусов. Не сказать, что это трескучий мороз, но из-за насыщенности водой затрещала сама земля. Сначала замерз поверхностный слой, а потом начало промерзать вглубь. Вода, застывая под ледяной коркой и расширяясь, создавала напряжение, которое там и сям с грохотом прорывалось морозобойными трещинами. В отличие от ледяного дождя, который вызвал массовый обрыв электропроводов, морозобойные трещины заметного ущерба в Канаде не нанесли. Но вот в американском Платтсбурге из-за них пришлось отменять авиарейсы – и уже в конце месяца.
Понятно, что для образования морозобойных трещин, земля должна содержать в себе немало влаги, и в окрестностях Платтсбурга, находящегося неподалеку от границы с Квебеком, ничего подобного торонтскому «морозотрясению» не произошло. Но воды в почве все же было немало, и постепенно образовалась самая натуральная мерзлота с прожилками льда. И если на поверхности особых изменений не было видно, то в глубине происходило пучение ледяных линз. Силы, возникающие при этом, способны порвать едва ли не все, что угодно – и не выдержала проводка огней посадочной полосы местного аэропорта.
Ситуация дополнительно усугубилась тем, что в сравнительно небольшом аэропорту Платтсбурга (*порядка 150 тыс. пассажиров в год, причем в большинстве канадцев из Монреаля) проводка посадочных огней была сделана по упрощенной схеме, когда несколько огней соединяются последовательно в «гирлянду». В общей сложности отключилось около полусотни огней на южном конце ВПП, и чтобы устранить неполадки, рабочим пришлось раскапывать проводку каждого огня.
Само по себе устранение разрыва электроцепи требовало всего 15 минут для каждой лампы, но вот чтобы дорыться до места потенциальной аварии, требовалось три часа долбить заледеневшую землю. И так 50 раз, и на ледяном ветру в чистом поле.
Естественно, вечерние рейсы крупных самолетов Spirit Airlines и Allegiant Air в течение нескольких дней пришлось переносить на утро, но авария никак не отразилась на полетах регионалок Pen Air. Ведь половина длины ВПП аэропорта осталась освещена, и этих полутора километров для 30-местных «СААБов» авиакомпании, прилетавших из Бостона, оказалось вполне достаточно.
Не успели починить все на южном конце полосы и отрапортовать о готовности к приему ночных рейсов, как начались проблемы на северном. Но тут, видать, земля была посуше, разрывов поменьше, и ударный труд поднаторевших в борьбе с мерзлотой землекопов позволил восстановить освещение ВПП до прилета первого ночного рейса.
Поскольку все огни были смонтированы по штатной схеме и сертифицированы, причиной аварии признали необычное сочетание природных факторов. Так что пассажирам, которым пришлось ночевать в аэропортах отправления, оставалось только ругать на чем свет стоит погоду…
(по материалам Дмитрия Черток)