Внеэкономические меры конкуренции используют едва ли не все. Но в итоге все равно приходится от них отказываться. В 2008 году состояние индийской гражданской авиации, и особенно ее флагмана – авиакомпании Air India заметно ухудшилось. И без того цена топлива и запасных частей для самолетов оказывалась великовата, конкуренты – изобильны, а тут еще и мировой кризис. И государство, в лице Министерства ГА, решило помочь своим.
[divider][space height=”20″]
[dropcap color=”#555555″]П[/dropcap]омощь Министерства гражданской авиации Индии выразилась в запрете полетов в страну крупнейшего в мире авиалайнера А380.
Ход мысли правительства был понятным. А380 способен разом и по сниженной цене перевозить огромное количество пассажиров, что для Индии, с ее более чем полуторамиллиардным населением весьма актуально. У авиакомпаний страны возможностей купить такую машину нет (то есть ее заказала было Kingfisher, но в прошлом году попала под банкротство), следовательно, придут иностранцы и их вот так за дверь не выставишь. Но самолет – можно, благо для полетов А380 требуются соответствующие изменения в двустороннем соглашении об объеме пассажирских перевозок между странами, которые связывает маршрут. И индийцы решили такие изменения не одобрять – и никто не мог сказать, что это незаконно, тем более что его подкрепляли заявлениями о неготовности индийских аэропортов принимать столь крупные самолеты.
Шли годы, индийские авиакомпании по-прежнему чувствовали себя не лучшим образом, хотя общее количество количество пассажиров в стране и продолжало расти на 10-20% в год. Усмотрев-таки положительную динамику (годовой рост на 4.3% у шести крупнейших авиаперевозчиков страны), индийские авиационные власти решили сменить гнев к A380 на милость и дозволить его полеты в четыре крупнейших аэропорта страны, где «внезапно» обнаружились соответствующие инфраструктура и оборудование. Так что для эйрбасовского гиганта теперь открыты Нью Дели, Мумбай, Бангалор и Хайдерабад.
Аэропорты открыты, «но им туда не надо». На индийский рынок с A380 собирались прийти Singapore Airlines, Emirates, Lufthansa и British Airways, чего так боялось руководство страны. Но ни одна авиакомпания после появления информации о снятии запрета не озвучила каких-либо идей по началу полетов А380 в Бхаратью. Lufthansa «не имеет пока таких планов» (хотя регулярно посылает в индию немаленький В747-8), Singapore Airlines «требуется изучить коммерческую эффективность» таких рейсов, Emirates «собирается об этом подумать». Впрочем, все эксплуатанты A380 и его производитель одобрили решение авиационных властей Индии, и полеты, видимо, не заставят особо долго себя ждать.
Но все-таки, что заставило сделать это именно сейчас?
Иностранные авиакомпании не смогли продавить это решение в течение пяти лет, особого улучшения у местных авиакомпаний нет. Рассказывают, что дело в крупных аэропортах. Их операторы, ранее вложившиеся в модернизацию под A380, хотели вернуть свои деньги и заработать на увеличении пассажирского траффика – но не выходило. Однако аэропорты упорствовали в том, что надо увеличивать число полетов иностранных авиакомпаний, и с этим правительству страны постепенно приходилось соглашаться.. Последней каплей стал ввод в строй нового терминала в Мумбае. Он в теории позволяет поднять пропускную способность аэропорта с 30 до 40 миллионов пассажиров ежегодно, и неплохое подспорье в этом могут оказать как раз А380. Тут уж нажиму «своих» авиационное руководство страны не могло не уступить, а местным авиакомпаниям оставалось лишь признать, что при той политике открытых дверей, которая проводится с подачи аэропортов, само присутствие на рынке A380 особой роли уже не играет…