logo


Далеко не каждый самолет на режиме посадки, перед чирканьем колес, да и на взлете тоже, «можно уронить на полосу», ведь этому во многом противодействует образующийся на скорости экранирующий эффект между крылом и поверхностью земли (эффект динамической подушки). Данное явление воссоздается экспериментально применительно к масштабным моделям проектируемых самолетов в аэродинамической трубе для определения пилотажных свойств планера и установления параметров для расчета на прочность систем и органов его управления.

Впервые в отечественной практике экспериментальных исследований получено влияние двигательной установки и эффекта экрана на взлетно-посадочную механизацию и на органы управления.

Специалисты ЦАГИ в марте 2012 года завершили испытания модели самолета МС-21 в аэродинамической трубе Т-104. Задача состояла в определение параметров влияния реактивных потоков работающих силовых установок (двигателей самолета) на аэродинамические поверхности его управления на малой высоте.

МС-21 в аэродинамической трубе Т-104, ЦАГИ

Как проводились исследования?

Испытуемая модель устанавливалась в двух положениях по высоте над экраном на фиксированных углах атаки, с отклонением взлетно-посадочной механизации крыла в соответствии с режимами «взлета и посадки». Специально разработанный для аэродинамической трубы Т-104 испытательный стенд позволил исследовать воздействие реактивных струй двигателей на корневые секции предкрылка и закрылка, а так же на горизонтальное оперение и рули высоты, и все это – при наличии эффекта экрана от площадки-имитатора взлетно-посадочной полосы.

В сообщении пресс-службы ЦАГИ уточняется, что впервые в отечественной практике экспериментальных исследований получено влияние двигательной установки и эффекта экрана на взлетно-посадочную механизацию и на органы управления. Нагрузки и моменты, действующие на корневые секции предкрылка, закрылка и горизонтального оперения позволяют уточнить расчеты на прочность и оценить мощность рулевых приводов. Результаты испытаний позволят обеспечить безопасность полета, в частности, во время взлета и посадки, а также повысить экономические характеристики эксплуатации летательного аппарата.

(Дмитрий Черток)

Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.