logo


История без срока давности

Дочернее подразделение Swissport International Ltd. в аэропорту Внуково, компании предоставляющей хэндлинговые услуги (наземное обслуживание и обработка грузов в аэропортах), 01 ноября 2015 г., было вынуждено приостановить свою операционную деятельность. Партнёры аэропорта Внуково в лице авиаперевозчиков, которые обслуживала Swissport Russia никоим образом не понесли убытков. Компании Swissport Russia пришлось передать всех своих клиентов своему единственному конкуренту во Внуково, UTG Aviation Services. Поэтому, с ноября 2015 г. клиентами UTG стали авиакомпании – «Победа», «Россия», OrenAir («Оренбургские авиалинии»), Wizz Air Hungary, «Волга-Днепр» и AirBridgeCargo, «Вологодское авиационное предприятие», airBaltic, «224-й летный отряд», Syrian Arab Airlines. На такие крайние меры Swissport Russia пошла, в частности, из-за того, что компания была вынуждена расторгнуть договор с агентом по расчётным операциям с контрагентами в аэропорту Внуково, ООО «Центр управления наземного обслуживания» (ЦУНО).


Монополия бизнеса во Внуково

В аэропорту Внуково все авиакомпании, без исключения, должны работать через ЦУНО, заключая с этим обществом с ограниченной ответственностью контракты, в том числе на хендлинг. Компания Swissport столкнулась с фактами несвоевременных сборов платежей от авиакомпаний, с удержанием поступающих средств, их перераспределением без разрешения подрядчиком, и с другими, более неприемлемыми действиями ЦУНО. Из-за отсутствия – возможности влиять на негативные факторы сотрудничества и напрямую заключать контракты между авиакомпаниями и подрядчиками, компания Swissport Russia решила прекратить свою деятельность в аэропорту Внуково.

По мнению независимых экспертов (не руководителей новостных интернет-порталов и прочих блогеров), «тот факт, что ЦУНО занимает позицию фактической монополии, делает невозможным для иностранных компаний внедрять и придерживаться международных стандартов авиационной безопасности, в которых до сих пор отчаянно нуждаются российские аэропорты! Давно устаревшие Федеральные авиационные правила полувековой давности приводят к постоянному отсутствию безопасности в российских аэропортах, потере активов иностранными инвесторами и потере деловой репутации в этом аэропорту».

Методично выстраивая всевозможные искусственные препятствия для бизнеса аэропортового оператора Swissport Russia, коррумпированная структура во Внуково добилась своей цели – авиакомпаниям стало попросту невыгодно обслуживаться в Swissport Russia, через ЦУНО. Только в течении октября данный оператор потерял сразу несколько ключевых клиентов, которые естественно сразу достались UTG Aviation Services, также действующего через ЦУНО (другой альтернативы тогда и не было). Только за одну неделю октября 2015 г. свои контракты перезаключили авиакомпании – Turkish Airlines, «Якутия», «Газпром авиа», «Северсталь» и «Грозный Авиа».


Коррупция в аэропорту Внуково

По сути дела, иностранный оператор в лице отечественной компании «Сервис-ВС» столкнулся во Внуково с организацией, которая осуществляет контроль над ценой и объёмом предложения на рынке, чтобы максимизировать свою прибыль, при этом выбирая объём и цену предложений, либо исключительное право, связанное с созданием, практически государством (такой аэропорт), искусственной монополии. У компании Swissport Russia не было никаких причин поддерживать монополистическую структуру международного аэропорта Внуково, кроме того, являющейся частью коррумпированной бизнес-структуры, распределяющей прибыль немногим (избранным). По этой причине с Swissport Russia в одностороннем порядке расторгла договор компания «Топливно-заправочный сервис» (ТЗС), из-за чего техника наземного оператора осталась без горючего и встала.

Естественно, в связи с приостановкой операций Swissport Russia во Внуково, её персонал был отправлен в вынужденный простой. В дальнейшем это повлекло дополнительные трудности. Иностранные инвесторы не смогли защитить свои права и взыскать убытки, причинённые незаконными действиями российских подрядчиков, из-за процветания коррупции в стране, в целом. Все же прекрасно понимают как коррупционеры не любят, когда вмешиваются в их устоявшиеся схемы бизнес-связей на местах… Кто расшевелит такую «болотную трясину», может в этой трясине и увязнуть. Что, собственно, и произошло.

Ровно спустя месяц, после остановки деятельности Swissport Russia во Внуково, Следственный комитет России неоднократно возбуждал  уголовные дела против представителя Swissport International в России, по фактам задержки выплат зарплат уволенным сотрудникам. Естественно, что руководство компании в первую очередь пыталось всячески поддерживать финансово-хозяйственную деятельность предприятия, регулярно производило расчёты с контрагентами, но не все в коллективе смогли принять реальность, как должное. Работы нет, но увольняться некоторые служащие не собирались, из-за страха не получить накопившийся долг по зарплате, и рассчитывали на его дальнейшее накопление. Начались судебные притеснения руководства компании и даже лиц не имеющих коммерческой выгоды от данного бизнеса. Ситуация дошла до трагикомедии, и это неудивительно для путинской России, когда следователь, возбуждавший подряд десять судебных дел, которые закрывались в связи с отсутствием состава преступления, сам оказался под следствием, как взяточник!


Реструктуризация Внуково под руководством государства

Заметный вклад в прояснение коррупционной схемы построения бизнеса в международном аэропорту Внуково, в которой участвовала иностранная компания Swissport International (сетевой оператор по наземному обслуживанию в аэропортах), внёс её российский бизнес-консультант Д. Черток. В своих докладах он подчёркивал, что новый иностранный оператор приведёт уровень обеспечения авиационной безопасности в аэропорту в соответствие с международными стандартами.

«Мы сейчас входим в десятку, а вместе с Swissport, уверен, войдем в пятёрку лучших аэропортов по качеству обслуживания», — произнёс в 2014 году на торжественной церемонии открытия Swissport Russia в аэропорту Внуково председатель совета директоров аэропорта В. А. Ванцев.

Состояние российского авиационного сектора, особенно в отношении Swissport Russia, также было задокументировано зарубежными СМИ, такими как Le Temps: «Хрупкий из-за экономического кризиса российский авиатранспортный сектор переживает период реструктуризации под руководством государства. Первая российская частная авиакомпания «Трансаэро», была вынуждена обанкротиться в сентябре 2015 года. Российское государство заблокировало попытку поглощения другой частной авиакомпанией S7, отозвав у «Трансаэро» лицензию на следующий день, сразу после объявления о поглощении».

Наблюдатели отмечают тенденцию к монополизации сектора публичными группами, такими как «Аэрофлот». Благодаря консалтинговой деятельности Д. Черток вместе с журналистами, эти протекающие процессы были доведены до сведения европейской общественности; из-за большого числа пострадавших, российские официальные лица не опровергают случившееся. Однако, добродеятельность сделала фамилию Черток мишенью фигурантов скандала. Текущая ситуация в России даёт основание предполагать, что раскрытие независимым бизнес-консультантом коррупционной сети в авиационном секторе не только верны, но также позволяют сделать вывод о том, что из-за того, что коррупция в России широко распространена в государственном секторе, в отношении Д. Черток было состряпано уголовное дело с целью заставить его замолчать.

В этом контексте важно отметить, что интерес лиц, причастных к коррупционной схеме в авиационном секторе, проистекает не только из опасения быть привлечёнными к ответственности за ущерб, который их действия нанесли обществу. Крупные экономические интересы зависят от недопущения распространения информации о низком уровне авиационной безопасности и безопасности полётов в России, поскольку иностранные компании могут отказать в перевозке пассажиров через российские аэропорты или отказаться от использования, например, самолёта Sukhoi Superjet российского производства.


Коррупция в стране

Российская Федерация широко известна, как одна из самых коррумпированных стран в мире и в настоящее время занимает 137-е место из 198 стран в Индексе восприятия коррупции Transparency International.

Согласно отчёту Госдепартамента США о правах человека, коррупция в России не только препятствует осуществлению права на справедливое судебное разбирательство в отдельных случаях, но и систематически проникает в правоохранительные органы и судебный аппарат.

«Закон предусматривает независимую судебную систему, но судьи по-прежнему подвержены влиянию со стороны исполнительной власти, вооруженных сил и других сил безопасности, особенно в громких или политически чувствительных делах, а также о коррупции.
Коррупция широко распространена во всей исполнительной власти, в том числе в секторе безопасности, а также в законодательной и судебной ветвях власти на всех уровнях. Его проявления включали подкуп должностных лиц, нецелевое использование бюджетных ресурсов, хищение государственного имущества, откаты в процессе закупок, вымогательство и ненадлежащее использование служебного положения для получения личной прибыли. Несмотря на то, что за взяточничество были возбуждены уголовные дела, общее отсутствие правоприменения остаётся проблемой. Официальная коррупция продолжает свирепствовать во многих сферах, включая образование, военную службу, здравоохранение, торговлю, жильё, социальное обеспечение, правоохранительные органы и судебную систему».

В отчёте по Индексу трансформации по стране Bertelsmann Stiftung также предполагается, что коррупция в государственном секторе, особенно в полиции и судах, практически не ограничена и широко распространена на сегодняшний день: «Коррупция не преследуется систематически судами, которые сами по себе частично коррумпированы. Гражданское общество слишком слабо и пассивно, чтобы оказывать реальное влияние, в то время как СМИ и неправительственные организации (НПО) систематически отговаривают высказываться или браться за предполагаемые дела о борьбе с коррупцией и вопросы общественной честности. В 2015–2016 годах в России было зарегистрировано несколько получивших широкую огласку антикоррупционных дел с участием высокопоставленных государственных чиновников на уровне губернатора и, в одном случае, даже на уровне федерального министерства. Однако системные контрстимулы против коррупции остаются слабыми. Отчасти это связано с тем, что само общество считает подкуп бюрократов единственным способом добиться своей цели.  Согласно опросам общественного мнения, доверие к полиции, судам и государственной администрации очень низкое».

Поскольку коррупция в России, как правило, считается стабильной и пронизывающей государственный сектор, Дмитрий Черток, не только открыто выдвигал на первый план тему коррупции, но и указывал на конкретные направления в секторе авиаперевозок, становясь при этом целью для множество влиятельных лиц в государственном секторе. Даже раскрывая открытые случаи коррупции, только в конкретных случаях и решая проблему, только в отношении некоторых субъектов, отчёты Д. Чертока следует рассматривать, как имеющие большое влияние, поскольку в коррумпированной системе все субъекты взаимосвязаны и должны в равной степени  страх быть обнаруженным после того, как действия одного игрока станут известны общественности. Хотя характер дела не позволяет указать точное число или группу лиц, которые имеют политический интерес в иммобилизации или устранении Д. Черток, следует ожидать, что информация, содержащаяся в его отчётах, а также необходимость действий пострадавших лиц, будут широко распространяться и даже дойдут до правоохранительных органов.


  1. Aviaglobus Ответить

    Ждём комментариев опирающихся на неопровержимые факты!

Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.