Пятница, 29 марта 2024

Тенденции

Самурайская гордость. Своя катана и неяпонский бог

Сейчас в Японии реализуются две чисто туземные военные авиационные программы – транспортного самолета С-2 и патрульно-противолодочного P-1, оба разработки «Кавасаки». Для снижения стоимости обе программы ведутся параллельно, с максимальным использованием в конструкции самолетов общих деталей, узлов и агрегатов, но все равно выходит дороговато.

[divider][space height=»20″]

 

[dropcap color=»#555555″]Ч[/dropcap]етырехмоторный патрульный P-1 представляет собой единственный на сегодня специально спроектированный реактивный самолет такого назначения (исключая палубные). Действительно, из летающих сегодня патрульных самолетов разве что Breguet Atlantic специально разработан с нуля, все остальные аппараты представляют собой модификации ранее созданных машин иного назначения (в основном, пассажирских или транспортных). Но Япония самостоятельно не разрабатывает крупные авиалайнеры (хотя активно участвует в их изготовлении), так что «грозу морей» пришлось делать с нуля. Не сказать, чтобы хорошо, поскольку в прошлом году на статическом экземпляре самолета начали непредвиденно развиваться трещины и обнаружилась деформация крыльевого топливного бака. К этому времени, начиная с 2007 года, были изготовлены уже четыре опытных самолета (два летных и два статических). Было сообщено, что повторные испытания подтвердили, что планер имеет «достаточную прочность» и не нуждается в радикальном перепроектировании, но, по всей видимости, были все же проведены работы по его усилению, что вызвало задержку программы, начатой еще в 2000 году. Тем не менее первый серийный P-1 поднялся в воздух 25 сентября 2012 года.

Хотя самолет набит самой разной электроникой (в большинстве своем японской), а в системе электродистанционного управления впервые в мире использованы не провода, а оптические кабели для устранения интерференции с другим бортовым оборудованием, критиков хватает. Уже само наличие четырех двигателей делает техобслуживание P-1 слишком затратным, но зато двигатели Ishikawajima-Harima Heavy Industries F7-10 разработаны и изготовлены в Японии. Стоимость самолета, исходя из последнего заказа на него, составляет 270 млн.долл. за штуку – это очень много!

Для сравнения, американский Boeing P-8 Poseidon обошелся в экспортной поставке индийскому флоту «всего» в 220 миллионов. И если бы японский самолет заметно превосходил янки по боевым характеристикам, но увы – данные P-1 не дотягивают до «Посейдона». Так, имея превосходство по максимальной скорости в 100 километров в час (что для патрульного самолета не слишком критично, тем более что разница в крейсерской скорости в три раза меньше), японец имеет на 1000 километров меньшую дальность полета – эквивалент сокращения времени патрулирования более чем на час) . Экипаж P-1 состоит из 13 человек, на борту «Потрясателя морей» находятся всего девятеро, что может, с одной стороны говорить о разнообразии оборудования японского самолета, а с другой — косвенно свидетельствовать о меньшей степени автоматизации процессов на борту: хотя японцы и большие специалисты в области электроники, за американским ВПК им не угнаться.

Исходя из закупочной стоимости самолета и расчетов по его ТО, немало специалистов, в том числе и в Японии, считает, что гораздо перспективнее было бы в свое время войти в кооперацию с США по «Посейдону» или даже просто приобрести американские самолеты. Но теперь точно поезд ушел, и остается брать свое, родное. А денег не хватает. В идеале P-1 должен заменить в Морских силах самообороны старые американские P-3C Orion, коих там насчитывается порядка 80, но, кажется, этому не суждено сбыться. Не так давно было заявлено, что будет приобретено не 80, а «менее 70», и даже конкретнее – 65 самолетов. Учитывая меньшую продолжительность патрулирования и дальность полета, чем у турбовинтового «Ориона», для эквивалентной замены 80 «американцев» нужны штук 90 самолетов, да в перспективе еще десяток на смену специальным модификациям «Орионов». Но денег нет, авиацию Морских Сил Самообороны приходится сокращать. А ведь именно на патрульники сейчас выпадает главная нагрузка в трениях с Китаем – именно они представляют свою страну в районе спорных островов и шельфовых газовых месторождений.

Таким образом, самураям из Морских Сил Самообороны приходится затягивать пояса и учиться жить на меньшее количество коку риса с меньшим количеством самолетов. Их сухопутным коллегам приходится не слаще с транспортным С-2 (см. продолжение >> Грузовик с национальными особенностями).

[button color=»#ffffff» background=»#003366″ size=»small» src=»http://aviaglobus.ru/2012/12/17/4914-1/»]1[/button] [button color=»#ffffff» background=»#cccccc» size=»small» src=»http://aviaglobus.ru/2012/12/17/4914-2/»]2[/button] [button color=»#ffffff» background=»#003366″ size=»small» src=»http://aviaglobus.ru/2012/12/17/4914-3/»]3[/button] [button color=»#ffffff» background=»#003366″ size=»small» src=»http://aviaglobus.ru/2012/12/17/4914-4/»]4[/button]

[divider][space height=»20″]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.