Вот уже год компания ЗАО «Сервис-ВС» – Swissport Russia предлагает своим партнерам услуги по расчету центровок самолетов. Хотя эта операция может показаться второстепенной в ходе наземного обслуживания и подготовки самолета к вылету, без ее выполнения не обойтись.
Центровка определяет балансировку самолета в воздухе и его продольную устойчивость, и значительные отклонения от заложенных в конструкцию самолета пределов чреваты самыми неприятными последствиями. Но и в диапазоне допустимых центровок необходимо точно знать ее значение, чтобы соответственно парировать смещение центра тяжести самолета органами управления и добиваться от машины именно того поведения в воздухе, на которое рассчитывает экипаж. Правильный расчет позволяет повысить эффективность перевозок грузов, экономить топливо, снижать расходы на наземное обслуживание и ремонт. О безопасности полетов и говорить нечего.
Расчет центровок проводится силами экипажа ВС и аэропортовых служб. Авиакомпании практикуют организацию собственных Служб расчета центровки, либо передают эту работу сторонним организациям (но с обязательным условием использовать методики и нормативы авиакомпании, которые, хотя и лежат в пределах, предусмотреных разработчиком самолета, оптимизированы под максимальную экономию топлива). Именно этим и занимается отдел центровки ЦУП ЗАО «Сервис-ВС» (Swissport Russia), предлагающий своим партнерам услуги (в рамках отраслевых требований РФ и стандартов IATA) по созданию и ведению нормативно-справочной базы по типам, модификациям и компоновкам ВС, расчету и контролю характеристик коммерческой загрузки рейса и весовых характеристик самолета по всем этапам выполнения полета, выработке рекомендаций по комплектованию коммерческой загрузки рейса, включая расчет необходимого балласта и указаний по его размещению.
В апреле 2013 года Swissport Russia начала расчет центровки и контроля загрузки «Боингов» и «Эрбасов» авиакомпании «I Fly», на сегодня в списке постоянных клиентов воздушные суда авиакомпаний «Россия» и «Атран». Расчеты центровочных характеристик 15 типов самолетов выполняются в системах «SITA DCS» и «WB-ГАРАНТИЯ» (возможно добавление и других систем в соответствии с требованиями заказчика) специалистами, прошедшими обучение и стажировку по Программе «Контроль загрузки и центровки» в НПАЦ «Экономика и передовые технологии». Компания Swissport Russia получила Сертификат соответствия на виды деятельности (включая «Проведение расчета центровки») Федерального Агентства Воздушного Транспорта и Сертификаты «Правила перевозки воздушным транспортом опасных грузов категории 10 IATA». Точные данные по центровке всегда поступают на борт самолетов авиакомпаний-клиентов в срок, а обслужено уже почти две тысячи рейсов. Контроль загрузки и расчет центровки, осуществляемый одной организацией, снижает риски некорректной загрузки в ВС, предусматривает единую ответственность , что способствует повышению уровня безопасности полетов. Облегчается и убыстряется работа пилотов – а значит, повышается оборачиваемость самолетов. Тут очень кстати оказывается и то, что не только расчет загрузки и центровки, но и весь остальной комплекс подготовки самолета к вылету оказывается в руках одной компании, ведь Swissport Russia работает под брендом крупнейшего в мире хендлера, и оказывает полный список услуг по наземному обслуживания в соответствии с единым стандартом.
Swissport Russia работает во Внуково и расширяет свою деятельность на другие аэропорты РФ, теперь и, в Архангельске – но самолеты одной авиакомпании летают в разные аэропорты, и заключать в каждом отдельный договор на расчет центровки неудобно. Даже наиболее динамично развивающаяся компания по наземному обслуживанию не в состоянии присутствовать во всех аэропортах, но это и не нужно: центровку можно рассчитывать дистанционно, получая из аэропорта вылета данные по конкретному самолету, прогоняя их через систему расчета и потом отправляя на борт все необходимые сведения. И компания Swissport Russia с октября прошлого года делает это для своих клиентов – всегда с присущим ей качеством, и вне зависимости от местонахождения обслуживаемого самолета.