«Лишние детали» в Dreamliner — скорость производства в убыток качеству?

На ряду с фактами отсутствия гарантийного своевременного обеспечения запчастями незначительного парка Superjet 100, распространившиеся сплетни о «лишних деталях» в сходящих с конвейера Dreamliner кажутся вопиющими! В одном случае, это «наше всё» (главное, было продать побольше, а там, будь что будет), а в другом — гонка с конкурентами до добра не довела… По сведениям New York Times люди в Boeing делятся на два лагеря: неравнодушных к вопросам качества и безопасности, и лиц скрывающих эти вопросы в угоду соблюдения бизнес графиков.


После инцидентов и остановки эксплуатации B737 Max возникли претензии к качеству продукции Boeing, что привлекло внимание и ко второму самолету концерна — 787 Dreamliner. Оказалось что рабочие завода в Северном Чарльстоне (штат Южная Каролина) жаловались на дефектное производство, мусор, оставленный на самолетах, и на испытываемое ими давление от вышестоящих специалистов, чтобы не поднимали шум о нарушениях.

Появившийся в 2007 г. Dreamliner стал самым важным самолетом Boeing нового поколения и сразу же завоевал популярность у перевозчиков. И когда Boeing развернул сборку самолёта на своем новом заводе недалеко от Чарльстона в 2009 году, завод сразу же объявили современным производственным центром, выпускающего один из самых совершенных самолетов в мире.
К сожалению, за прошедшее десятилетие фабрика, которая производит 787 Dreamliner, страдает от некачественного производства и слабого надзора, которые ставят под угрозу безопасность полётов этого самолёта. Трагических происшествий нет, и дай бог не случится, но…


Обзор New York Times сотен страниц внутренних электронных писем, корпоративных документов и федеральных отчетов, а также интервью с более чем дюжиной нынешних и бывших сотрудников показывает культуру, в которой ценится скорость производства, а не качество.  Столкнувшись с длительными задержками производства, Boeing заставил свою рабочую силу ускорять выпуск самолётов Dreamliner, порой игнорируя проблемы и противоречия, возникающие у сотрудников.

Жалобы на бешеный темп производства получают более широкую обеспокоенность о компании, в связи с двумя нашумевшими катастрофами с участием другого самолета, 737 Max. Теперь у Boeing возникли вопросы о том, сможет ли «Макс» продолжить гонку и догнать своего конкурента Airbus, допустив риски безопасности при проектировании системы противодействия срыву, которая сыграла роль в обоих нашумевших инцидентах (Ethiopian Airlines и Lion Air).

Недостатки безопасности на заводе в Северном Чарльстоне привлекли внимание и авиакомпаний и регулирующих органов. Qatar Airways прекратила принимать самолеты с завода, из-за инцидентов с поврежденными самолетами и задержек поставок. Рабочие подали в федеральные регулирующие органы почти дюжину заявлений о нарушениях и жалоб на безопасность, описывая такие проблемы, как дефектное производство, мусор, оставленный в самолетах, и давление по умалчиванию о нарушениях. Некоторые сотрудники подали в суд на Boeing, заявив, что они были наказаны за то, что отмечали производственные ошибки.

Джозеф Клейтон, техник на заводе в Северном Чарльстоне, сказал, что в каждом втором Dreamliner, он обычно находил обломки в опасной близости от проводки под кабинами.
«Я сказал своей жене, что никогда не полечу на нём», — поведал он, — «это просто вопрос безопасности».

В отрасли, где безопасность имеет первостепенное значение, коллективные проблемы, связанные с двумя важными самолетами Boeing — рабочей лошадкой 737 Max и еще одной драгоценностью — короля, 787 Dreamliner, — указывают на потенциально системные проблемы.  Регуляторы и законодатели более глубоко проанализируют приоритеты «Боинга», превосходит ли иногда прибыль над обеспечением безопасности. Руководство Boeing, одного из крупнейших экспортеров страны, в настоящее время оказалось в незнакомой ситуации, когда приходится отстаивать свою практику и мотивации.

«Товарищи по команде Boeing в Южной Каролине обеспечивают высочайший уровень качества в нашей истории», — заявил Кевин Макаллистер, глава Boeing по коммерческим самолетам. «Я горжусь исключительной приверженностью наших команд качеству и поддерживаю работу, которую они выполняют каждый день».

Все заводы имеют дело с производственными ошибками, и нет никаких доказательств того, что проблемы в Южной Каролине привели к каким-либо серьезным инцидентам безопасности. Dreamliner никогда не разбивался, хотя флот был ненадолго заземлен после угроз с аккумуляторами. Авиакомпании тоже доверяют Dreamliner жизни пассажиров и экипажей.

Но по словам нынешних и бывших сотрудников Boeing — рабочие иногда совершали опасные ошибки, некоторые из которых говорили на условиях анонимности, потому что они боялись мести.


Неисправные детали устанавливались в самолетах. Инструменты и металлическая стружка обычно оставлялись внутри лайнеров, часто рядом с электрическими системами. Самолеты выходили на испытательные полеты с обломками в двигателях и в хвосте, рискуя выйти из строя.

На нескольких самолетах Джон Барнетт, бывший менеджер по качеству, проработавший в Boeing почти три десятилетия и вышедший на пенсию в 2017 году, обнаружил фрагменты металлических осколков, свисающие над проводкой управления пилотированием. По его словам, если острые металлические кусочки, образовавшиеся при установке крепежных соединений, вонзились бы в провода, то это привело к катастрофе.

Г-н Барнетт, который подавал жалобу на расследование в регулирующие органы, сказал, что он неоднократно призывал своих начальников обратить внимание на устранение стружки.  Но они отказались и, вместо этого перевели его на другой участок.

Представитель Федерального управления авиации Линн Лансфорд заявила, что агентство проверило несколько самолетов, сертифицированных Boeing на наличие скрытых металлических обломков и обнаружило описываемые осколки. При определенных обстоятельствах, по его словам, проблема могла привести к короткому замыканию и вызвать возгорание.
Вероятно однажды в 2012 году, как раз, такая стружка и повредила эксплуатируемый самолет.

Согласно изданной в 2017 г. директивы FAA, самолёты Dreamliner необходимо очищать от стружки до поставок. Боинг ответил, что соблюдает директиву и работает с поставщиком над улучшением конструкции крепёжных соединений, и подчеркнул, что проблема не является угрозой безопасности полетов.

«Как менеджер по качеству в Boeing, вы — последняя линия защиты, прежде чем дефект попадет на лётный экземпляр», — сказал Барнетт.  «И я еще не видел самолет из Чарльстона, чтобы подписаться под словами, что он безопасен и пригоден для полетов».

Глава программы «787» напомнил рабочим в Северном Чарльстоне в этом месяце, что посторонние предметы, оставленные внутри самолетов, «потенциально могут иметь серьезные последствия для безопасности, если их не контролировать».

Менее чем через месяц после крушения второго самолета 737 Max Боинг собрал на срочное совещание сотрудников Северного Чарльстона. У компании возникла проблема: клиенты находили случайные объекты в новых самолетах.
Старший менеджер умолял рабочих проверять более тщательно, ссылаясь на катастрофы. «Сейчас компания переживает очень трудные времена», — сказал он, по словам двух сотрудников, которые присутствовали и говорили на условиях анонимности.


Так называемый мусор посторонних предметов является распространенной проблемой в авиации. Предполагается, что работники моют внутренности самолета во время работы, часто в вакууме, чтобы случайно не загрязнить самолеты стружкой, инструментами, деталями или другими предметами.

Но тема мусора так и остается постоянной проблемой в Южной Каролине. В электронном письме за этот месяц Брэд Забак, глава программы 787, напомнил сотрудникам Северного Чарльстона, что посторонние предметы, оставленные внутри самолетов, «потенциально могут иметь серьезные последствия для безопасности, если их не проверять».

По этой же причине были недавние задержки с выпуском самолётов и на других заводах Боинг. В марте, для ВВС США приостановили поставку танкера KC-46, собирающихся в Эверетте (штат Вашингтон), после нахождения гаечного ключа, болтов и мусора внутри новых самолетов.


На заводе в Северном Чарльстоне нынешние и бывшие рабочие описывают проигрышную битву с мусором…

«Я нашел тюбики с герметиком, гайками и прочим материалом в процессе сборки», — сказал Рич Местер, бывший техник, который проверял самолеты перед доставкой. Мистер Местер был уволен, и от его имени в Национальный совет по трудовым отношениям было подано заявление об увольнении.

Сотрудники обнаружили стремянку и переносные лампы, оставленные внутри хвостов самолетов, возле шестерен горизонтального стабилизатора. «Это могло заблокировать механизмы», — сказал мистер Местер.

По словам трёх осведомлённых человек, Дэн Ормсон, который работал в American Airlines до выхода на пенсию в этом году, регулярно обнаруживал мусор во время осмотра самолётов Dreamliner в Северном Чарльстоне. Мистер Ормсон обнаружил незакрепленные предметы, которые касались электропроводки и ветоши возле шасси. Он часто собирал осколки в сумки, чтобы показать одному из руководителей завода, Дейву Карбон.

Мусор может создавать опасные ситуации. Один из рабочих сказал, что мистер Ормсон однажды нашел кусок пузырчатой ​​пленки возле педали, которую пилот использует для управления направлением самолета, что могло бы привести к заклиниванию в полете.

На Dreamliner, на котором уже провели испытательный полет, мистер Ормсон заметил ослабленный болт внутри одного из двигателей — этот небольшой кусок металла мог вызвать неисправность двигателя.

American Airlines заявила, что провела строгие проверки новых самолетов, прежде чем ввела их в эксплуатацию. «Мы уверены в 787-х, которые есть в нашем парке», — сказал Росс Файнштейн, представитель авиакомпании.


Когда 787 Dreamliner был представлен в 2007 году, как самый главный самолет Boeing нового поколения, широкофюзеляжный самолет с легким фюзеляжем из углеродного волокна и передовыми технологиями стал хитом для перевозчиков, которые жаждали экономии топлива. Авиакомпании заказали сотни самолетов стоимостью более 200 миллионов долларов каждый. Подстегнутый высоким спросом, Боинг основал новый завод.

Северный Чарльстон был идеальным во многих отношениях. Южная Каролина имеет самый низкий процент представительства профсоюзов в стране, что делает Боинг потенциально менее дорогой рабочей силой.
Штат Южная Каролина выделила почти 1 млрд долларов в виде налоговых льгот, в том числе 33 млн долларов на обучение местных работников.  Боинг пообещал создать 3800 рабочих мест.

В то время как Boeing воспитал поколения специалистов аэрокосмической отрасли в районе Сиэтла, в Южной Каролине не было сопоставимой рабочей силы. Вместо этого менеджеры должны были набирать из технических колледжей в Талсе, Оклахоне и Атланте.

По словам двух бывших сотрудников, менеджерам давались указания не нанимать профсоюзных работников с завода Boeing в Эверетте, где также производится Dreamliner.

«Они не хотели, чтобы мы переводили сотрудников профсоюза в зону, где не было профсоюзов», — сказал Дэвид Китсон, бывший менеджер по качеству, который руководил командой, ответственной за обеспечение безопасности полетов самолетов.
«Мы боролись с этим, — сказал г-н Китсон, вышедший на пенсию в 2015 году. — Локально не было квалифицированной рабочей силы». Другой бывший менеджер, Майкл Стори, подтвердил вышесказанное.


Boeing 787 уже на несколько лет отстает от графика, из-за производственных сбоев и задержек с поставщиками. Нехватка рабочей силы в Северном Чарльстоне, только усугубила ситуацию.

Возникшие сложности на момент начала эксплуатации первых Dreamliner в конце 2011 года, были недолгими. Чуть больше года спустя, после возгорания батареи на самолете Japan Airlines, весь флот был переоборудован. Боинг был вынужден компенсировать перевозчикам ущерб из своей прибыли. Все это время производственные задержки росли, и началось отставание от конкурирующего самолёта A350.

В Северном Чарльстоне последствия затянулись. Сотни инструментов начали исчезать, согласно жалобам, поданным в 2014 году в FAA двумя бывшими менеджерами, Дженнифер Якобсен и Дэвид Маклауглин.  Некоторые инструменты были «найдены лежащими вокруг самолета», писала г-жа Якобсен в своём заявлении.

Оба менеджера также сознались, что их заставили скрыть задержки.  Менеджеры указывали сотрудникам устанавливать оборудование не в технологическом порядк, лишь бы показать «руководителям Boeing в Чикаго, покупателям самолетов и акционерам Boeing, что работы выполняются в соответствии с графиком, хотя, на самом деле самолет значительно отставал от графика».

FAA расследовал жалобы и не обнаружил нарушений при посещении завода в начале 2014 года. Но агентство заявило, что ранее обнаружило «ненадлежащий контроль инструмента» и «наличие инородных предметов».

Оба менеджера уволились, после того, как их обвинили в неточном утверждении расписаний работников, которые не отчитывались перед ними. Они оба утверждали, что были наказаны за нарушение прав, но через своего адвоката Роба Туркевича отказались от комментариев.


Самолетам также наносится урон на различных этапах производства. Салон одного Dreamliner собранного для American Airlines, пострадал от протечек жидкостей, настолько сильно, что сиденья, потолочные панели, ковровые покрытия и электронику пришлось заменить. На это потребовалась целая неделя.

Осматривая самолет, готовящийся к отправке, г-н Клейтон, техник, который в настоящее время находится на заводе, недавно обнаружил, что часть отделки двери держится жевательной резинкой. «Это не было проблемой безопасности, но это не то, что вы хотите представить клиенту», — говорит он. «Я подал заявление «на жвачку» в FAA и агентство возбудило расследование».

Слухи о подобных беспорядках расстроили одного крупного перевозчика. В 2014 году работникам завода было предложено посмотреть видео от исполнительного директора Qatar Airways. Он отчитал рабочих Северного Чарльстона, сказав, что был расстроен тем, что «Боинг» не говорит о размерах или причинах задержек. В нескольких случаях рабочие повредили внешность самолетов, предназначенных для авиакомпании, что потребовало от Боинга отодвинуть доставку, чтобы починить самолеты.

С тех пор Qatar покупает Dreamliner, исключительно построенные в Эверетте. В своем обращении Qatar Airways объявила, что «продолжает оказывать долгосрочную поддержку Boeing и полностью доверяет всем его самолетам и производственным мощностям».

Представитель Boeing Гордон Джондро однажды сказал: «Мы отдаем предпочтение безопасности и качеству, а не скорости, но все три могут быть выполнены при производстве одного из самых безопасных самолетов, летающих сегодня».

В интересах соблюдения сроков, менеджеры иногда умышленно занижали или игнорировали проблемы, согласно комментариев нынешних и бывших рабочих.

Г-н Барнетт, бывший менеджер по качеству, который идет от Swampy в знак уважения к своим корням из Луизианы, знал в 2016 году, что старший менеджер вытащил помятую гидравлическую трубку из мусорного бака. Он сказал, что труба, часть центральной системы, контролирующей движение самолета, была установлена ​​на Dreamliner.

Г-н Барнетт сказал, что старший менеджер сообщил ему: «Не беспокойтесь об этом». Документы компании свидетельствуют, что тогда он подал жалобу в отдел кадров. Он также сообщил руководству, что дефектные детали пропали без вести, что повышает вероятность их установки в самолетах. По его словам, начальники велели закончить оформление документов на недостающие части, не выясняя, куда они делись.

Расследования FAA обнаружили, что Боинг потерял несколько поврежденных частей. Боинг заявил, что в качестве меры предосторожности он направил авиакомпаниям уведомления об этой проблеме. Компания заявила, что также исследовала дефектную гидравлическую трубу и не обосновала претензии г-на Барнетта.

Синтия Китченс, бывший менеджер по качеству на заводе, сказала, что ее начальство наказывало ее в обзорах производительности после того, как она пометила жгуты проводов в металлической стружке и дефектными металлическими деталями, которые были установлены на самолетах.

«Вопросы безопасности немедленно расследуются, и изменения вносятся, когда это необходимо», — заявил представитель Boeing г-н Джондро.

Но несколько бывших сотрудников заявили, что руководители высокого уровня заставили внутренних инспекторов качества прекратить регистрировать дефекты.


Некоторые сотрудники сказали, что были наказаны или уволены, когда высказывали свои опасения за нарушения качества производства.

Синтия Китченс, бывший менеджер по качеству, сказала, что начальство наказывало ее в обзорах производительности и ругало на заводском цехе, после того как она пометила жгуты проводов с металлическими стружками и дефектными деталями, которые были установлены на самолетах. «Это было запугивание», — сказала она. «Каждый раз, когда я начинала искать вещественные доказательства, меня преследовали».
Г-жа Китченс ушла в 2016 году и подала в суд на Боинг за дискриминацию по возрасту и полу. Дело было прекращено.

Г-н Барнетт получил выговор в 2014 году за документирование ошибок.  В обзоре производительности, увиденном The Times, старший менеджер понизил его за то, что он «использовал электронную почту для выявления нарушений процесса», вместо устного уведомления лицо в лицо. Данный факт означает, что он не должен ставить проблемы в письменной форме. Менеджер сказал, что мистеру Барнетту нужно стать лучше в «работе в серых зонах и помочь найти способы соблюдения требований».

Лиам Уоллис, бывший менеджер по качеству, заявил в судебном иске о неправомерном увольнении, после того, как он обнаружил, что самолеты производились с использованием устаревших технических спецификаций. В иске, поданном в марте, г-н Уоллис также заявил, что несуществующий сотрудник подписывался за работы на самолёте.

Так же, его в прошлом критиковал босс за то, что он писал о нарушениях, согласно иску и электронным письмам, рассмотренным The Times.  Боинг сообщил, что уволил мистера Уоллиса за подделку документов. Через своих адвокатов г-н Уоллис отказался комментировать эту статью, а Boeing отклонив его требования, намеренно заминает дело.


В Северном Чарльстоне темпы производства ускорились.
Начиная с этого года, Boeing выпускает 14 бортов Dreamliner в месяц, разделенный между Северным Чарльстоном и Эвереттом, по сравнению с 12 самолётами в предыдущем месяце. В то же время Boeing заявил, что ликвидирует около сотни позиций контроля качества в Северном Чарльстоне.

 «Они пытаются сократить время изготовления», — озадаченно сказал господин Местер, бывший механик. «Вы правда готовы пожертвовать безопасностью нашего (американского) продукта, чтобы максимизировать прибыль?»


В обобщённых комментариях неравнодушные американцев к публикации «Таймс» отражается общественное мнение к поднятым вопросам «фабрики лайнера мечты».

«Нашей культурой производства в 80-х и 90-х годах было качество прибыли, которая в Boeing начала снижаться при слиянии с McDonnell Douglas и с приходом в руководство концерном человека ненавистника профсоюзов.
Лучшие самолёты были построены в Сиэтле членами профсоюза работников. Затем Боинг решил организовать завод в штате Южная Каролина, где труд дешевле. Теперь Боинг получил результат своей экономии за счёт кадров с сомнительной спецподготовкой. Плюс, запчасти на аутсорсинге, в более 100 странах, где по сути не возможно владеть ситуацией по управлению качеством.

Проблемы на Боинг сложились давно, при переезде штаб-квартиры в Чикаго из Сиэтл, с отделением верхушки управления от авиазавода. В тот момент основные акценты сдвинулись в сторону увеличения прибыли, а не тонкостей производства самолетов. Это реальный позорный пример того, что не так с сегодняшним дикарём капитализма».


Дополнительные материалы:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *