В том, что газовые компрессорные станции нужны и стране в целом, и подавляющему большинству ее жителей, сомневаться не приходится. Поэтому нельзя иначе как с «чувством глубокого удовлетворения» принять весть о вводе в строй очередной такой станции. Но даже звук ее работы суждено будет услышать немногим: компрессорная станция «Байдарацкая» расположена в тундре неподалеку от побережья Байдарацкой губы Карского моря. Обслуживание ее будет вестись вахтовым методом, и вахты будут небольшими: на объекте все автоматизировано по максимуму.
Компрессорная станциия«Байдарацкая» является головной в системе магистральных газопроводов, соединяющих Бованенковское месторождение (около 5 трлн м³ природного газа, проектная мощность до 140 млрд м³ газа в год) на Ямале с Ухтой. Из Ухты газ идет на вологодский Грязовец, а оттуда – по всей европейской части России. Так что если у вас на кухне и нет газовой плиты, то бованенковский газ будет, возможно, работать на вас на ближайшей тепловой электростанции. В общем, море позитива.
Конечно, встает вопрос, каким боком созидательная деятельность «Газпрома» связана с авиацией, если речь не идет о самолетах, принадлежащих этой компании. Ответ очевиден: на компрессорных станциях стоят авиационные двигатели. На «Байдарацкой», принадлежащей ООО «Газпром трансгаз Ухта», установлено шесть газоперекачивающих агрегатов ГПА-16М-07 производства ООО «Искра-Турбогаз», а в основе каждого газоперекачивающего агрегата – ГПУ-16П (разработчик ОАО «Авиадвигатель», производитель – ОАО «Пермский Моторный Завод»). А ГПУ-16П – это в основном небезызвестный двигатель ПС-90, точнее, его специализированная версия ПС-90ГП-2. Суммарная мощность шести ГПА составляет 96 МВт.
Вот как бывает: идешь в чистом поле, и вдруг слышишь могучий рев авиационных турбин. А небо голубое-голубое, чистое-чистое, и ни одного в нем самолета. А почему? Потому что неподалеку расположена газоперекачивающая (она же компрессорная) станция!
Движки вращают центробежные компрессоры НЦ16М/120 (разработки ОАО НПО «Искра») с магнитным подвесом (ОАО «НПП «ВНИИЭМ») и системой сухих газодинамических уплотнений (ООО «Джон Крейн – Искра»). Из-за специфики Крайнего Севера пришлось изготовить ГПА в особом, арктическом, исполнении с размещением агрегатов в закрытых помещениях. Пришлось вносить в конструкцию некоторые изменения, но теперь и ГПА, и их обслуживающему персоналу будет «хорошо и тепло».
Отдельно «Газпром» отчитался в повышении экологичности новых ГПА, в которых вместо турбодетандеров, выпускающих в атмосферу газ, для пуска двигателей использованы электростартеры. Уж насколько эти агрегаты помогут соблюдению Киотского протокола – еще вопрос, а факт заключается в том, что отказ от турбодетандеров экологически выгоден при размещении станции в непосредственной близости от жилых и производственных строений, поскольку стравливание газа их обитаемости явно противоречит. В данном же случае вокруг голая тундра. Но другой факт, что взрывобезопасность компрессорной станции при использовании электростартера повышается, и с этим не поспоришь. Как бы то ни было, все по высшему стандарту.
Перспективы у газоперекачивающих агрегатов отечественного производства сияющие. На той же «Байдарацкой» по плану предусмотрено строительство второго цеха еще на четыре ГПА-16М, так что проектная мощность станции возрастет до 160 МВт. На том же участке магистрали строительство вторых цехов намечено еще на трех станциях – «Ярынская», «Усинская» и «Гагарацкая». Там стоят более мощные 25-мегаваттные ГТУ-25П, и они тоже на основе ПС-90А (модификация ПС-90ГП-25).
Не стоит забывать и о перспективах модернизации существующих станций. Таким образом, «наземный» рынок для продукции пермских моторостроителей есть, и служит достаточно весомой добавкой к производству авиадвигателей. У них сейчас появился перспективный потребитель – новый Ил-76МД-90А, и завод получил соответствующий крупный заказ. Главный вопрос – как завод справится с резким увеличением выпуска двигателей, насколько надежными они будут, и как будет осуществляться поставки запчастей. Ведь в наземных станциях и условия эксплуатации «тепличные», и надежность не так важна: все-таки, в отличие от самолета, одновременно в работе там находятся не все двигатели, и остановка одного из них – еще не ЧП.