Вертолет – орудие разрушения и созидания, средство выживания и предмет роскоши

Желаете позитива – пожалуйста: Госкорпорация Ростех представила лучшие образцы летательной техники на крупнейшей в Европе вертолетной выставке HeliRussia 2013, которая проходила с 16 по 17 мая в центре «Крокус Экспо». В мероприятии приняли участие более 200 ведущих российских и зарубежных компаний, которые продемонстрировали современные образцы техники.

[divider][space height=”20″]

helirussia468_60en

[dropcap color=”#555555″]С[/dropcap]реди самых значимых образцов техники на выставке демонстрировались легкий многоцелевой вертолет «Ансат» и новая медицинская модификация вертолета Ка-226Т для службы МЧС, также представлены многоцелевой ударный вертолет Ми-35М, способный выполнять боевые задачи круглосуточно в сложных погодных условиях и двухмоторный многоцелевой вертолет AW139, выпускаемый с прошлого года в России на совместном предприятии «Вертолетов России» и AgustaWestland.

Ну вот, формальности соблюдены, и теперь можно изложить собственные впечатления от Helirussia (независимое мнение).
Выставка реально крупнейшая и большая: все в одном зале не поместились и часть участников расположилась во втором зале. По сравнению с предыдущими годами состав участников имел некоторые особенности. Первое, что бросилось в глаза – это отсутствие малых летательных аппаратов, как вертолетов, так и автожиров. Всю легкую вертотехнику представляли неизбежные «Робинсоны», столь уже привычный MD520 красного цвета и раскрашенная под корову Gazel. Ответом нашествию зарубежных мелких вертолетов, уже в который год выступает проект соосного «АП-55», представленный масштабной моделью, натуральной величины кабины и редуктора. Зато свободную часть экспозиции занял планер германских кровей, у которого винта не только несущего, но и вообще никакого не наблюдалось. Это должно было показывать, что разработка легкой гражданской авиатехники в России неперспективна.

А как же «Ансат», один из «самых значимых»? – Придется ответить на этот вопрос другим вопросом: а Вы гражданский серийный «Ансат» видели? Пока он у нас не только штучный, но и военный (учебный), гражданской версией, которая вроде вот-вот должна быть сертифицирована, как будто никто не интересуется, по крайней мере о предварительных контрактах ничего не слышно. Понятно, что когда надо будет продать эти вертолеты, покупателя найдут, но пока значимость «Ансата» оценили только ВВС, ФСБ и иностранные военные, а вот корейцы, купившие ранние вертолеты для гражданского использования, от них не в восторге. Но зато пресс-релиз «Ростехнологий» так и лучится оптимизмом: «легкий многоцелевой вертолет «Ансат», поставляемый в десятки стран»…

Не лучше дела идут и у соседей на Украине, поскольку к тамошнему МСБ-2, он же Ми-2МСБ, также интерес проявляют в основном военные и экстренные службы вроде МЧС. Так что хоть оба представленных на Helirussia легких «постсоветских» вертолета и щеголяли яркими красками, в жизни носить им предстоит, видимо, в основном камуфляж. А летать те, кто себе это может позволить, будут на «Еврокоптерах», «Беллах» и «Августах». Вот на AW139 например, которые теперь собираются «отверточным способом» в России. Ну что же, сдача первых таких вертолетов – безусловно значимое событие для российского вертолетостроения.

Ка-226Т с медицинской кабиной – это хорошо, вертолеты незаменимы для срочной эвакуации пострадавших. Но основу парка легких вертолетов МЧС составляют пока иностранные машины вроде представленного на выставке EC145, и если посмотреть список эксплуатантов Ка-226Т, то в основном это силовые структуры.

И «Когда дорога каждая секунда» (это слоган нынешней выставки) те, у кого есть деньги эту секунду оплатить, могут предпочесть хотя бы Bell 429, впервые представленный на HeliRussia. И они выбирают: в России уже летают четыре машины, и еще три «на подходе». Что характерно, вертолет, изначально созданный как медицинский, в Россию пока поставлялся исключительно для перевозки VIP, и только скандал в Челябинской области заставил приобрести одну машину этого типа с конвертируемым в «медэвак» салоном. Но понятно, что возить он будет в основном отнюдь не захворавших селян, и не менее понятно, что Ка-226Т для перевозки начальства непригоден…

Но несмотря на все «Вертолеты России» занимают десятую часть гражданского и пятую часть военного сегмента мирового рынка. И это правда. И если уж кого называть «наиболее значимым» для гражданского рынка, то это, естественно Ми-8 сотоварищи. Именно них было больше всего разговоров в деловой части выставки, хотя самих вертолетов и не было. А ведь они – основа российского военного вертолетного экспорта, плюс создававшийся параллельно с Ми-8, Ми-24, в своей современной форме известный как Ми-35. Вот он действительно неплохо продается, и это можно рассматривать как достижение российского вертолетостроения. Точнее, советского, потому что куда более российские Ка-52 и Ми-28 на экспорт до сих пор не поставлялись и имеют на счету несколько проигрышей международных конкурсов…

Что касается «менее важной»» российской вертолетной техники, то ее, как и Ми-8, на выставке не было, исключая масштабные макеты. Такой перспективный Ка-62 в прошлой выставки здорово «уменьшился в размерах» и если в прошлый макет даже пускали людей, то в нынешний может залезть разве хомячок…

Ну и оптимистичный вывод. Российское вертолетостроение демонстрирует свои возможности в области создания военной техники и машин спецназначения, и эти возможности вполне мирового уровня. А в нормальной мирной жизни нам поможет заграница, которой мы поможем энергоносителями и прочим сырьем. И вообще, на выставке нет российской гражданской (читай – пассажирской) техники потому, что так изначально было задумано. Может, так и есть, и на следующей HeliRussia нас осчастливят целым созвездием новых российских гражданских вертолетов, может быть даже серийных, а военных и специальных не будет? Ну так через год и проверим.
Хотя ведь еще MAKS в этом году будет, а на нем как говорится: всегда премьеры!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *