Полосы и полюсы

Полосы и полюсы
Причиной исчезновения в ночь на 19 сентября в аэропорту Брюсселя ВПП 02/20 – стали необъяснимые процессы на глубине более 4000 километров под поверхностью Земли.

[divider][space height=»20″]

 

[dropcap color=»#555555″]М[/dropcap]агнитное поле Земли известно человечеству со времен изобретения компаса, в общих чертах объяснено Уильямом Гилбертом в 17 веке, но как именно работает магнит в недрах планеты, точно не знает никто. Соответственно, никто не может объяснить и такое явление, как движение магнитных полюсов.

Зато это явление здорово портит жизнь топографам, поскольку ориентирование по магнитному компасу никто не отменял, а из-за смещения полюсов непрерывно изменяется и магнитное склонение (разница между направлением линий напряженности магнитного поля Земли и направлением «север-юг»). В последнее время полюса что-то разогнались и движутся со скоростью 60 километров в год, так что кое-кто уже предрекает вскорости инверсию поля – событие, в прошлом происходившее неоднократно и в последний раз где-то 780 тысяч лет назад.

Конца света от этого ждать не стоит, но и без последствий не обойдется. Они уже есть – вроде исчезнувшей ВПП 02/20. То есть сама полоса никуда не делась, но название ее изменилось на 01/19. Название ВПП – это поделенное на 10 округленное значение магнитного курса, на котором она расположена, а две цифры даются потому, что курса захода на полосу два, и между ними ровно 180 градусов.

Когда немецкие оккупанты в 1940 году построили аэродром, из которого потом развился аэропорт бельгийской столицы, там были три полосы, включая 02/20. Название это она получила уже после войны и после вступления в силу Чикагской конвенции, но с тех пор магнитный курс полосы несколько изменился – до такой степени, что ее обозначение пришлось сменить в соответствии с текущей ориентацией относительно магнитного полюса. Дело это не такое простое, и вовсе не ограничивается отрисовкой в торце нового номера и даже сменой всех указателей, ведь главное – это сменить название во всей документации, в которой фигурирует старый индекс. А этой документации по всему миру масса…

runway_02:20_19Тем не менее, аэропорт Брюсселя решился на переименование полосы и успешно провел его. И не он один – многие аэропорты в недавнем прошлом также меняли индексы своих ВПП из-за смещения магнитных полюсов. И будут менять, причем без остановки работы. Да и не так страшна эта операция – ведь и все точные карты приходится менять раз в 5-7 лет из-за изменения магнитного склонения, и ничего. Тем не менее в Брюсселе процедуру тщательно спланировали, четко провели, и не менее четко задокументировали: учитывая продолжающееся движение полюсов, опыт может быть востребованным и в других местах. Да и в самом Брюсселе тоже: вероятно, через несколько лет придется переименовывать и полосы 07/25…

Сколько всего полос предстоит в связи с движением полюсов переименовать в обозримом будущем по всему миру, и с какой интенсивностью будет проходить это переименование, неизвестно, но процесс точно не коснется тех аэропортов, что расположены в северных районах Канады. Северный магнитный полюс блуждает как раз в тех краях, и пользоваться магнитным компасом для точной навигации там всегда было невозможно. Поэтому тамошние немногочисленные ВПП обозначаются по истинному курсу, и им не грозит переименованием даже полная инверсия магнитных полюсов – от этого ведь северный географический полюс никуда не денется.

0
Что мешает инновациям в авиации Расчет центровки из любого аэропорта

Комментариев нет

Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.