Россия вполне обеспечивает себя современными военными вертолётами, а наши граждане в булочную даже на такси не ездят, не то что на геликоптерах…
Злотой Ми-8 в Панках до сих пор остается лучшим символом и составляющей бренда отечественной вертолетной индустрии, чем машины, выставленные перед павильоном «Крокус-Экспо», в котором проходила очередная HELIRUSSIA. Ми-28Н хорош, и покупается достаточно солидными партиями не только нашим Министерством обороны, но и Ираком. Однако машина военная, и, честно говоря, не сказать, чтобы новая: как-никак разработка ее в основном относится к середине 1980-х. А вот новый Ми-38 что-то пока не сильно радует, после истории с иностранным двигателем все не движется дальше испытательной фазы. Хотя, конечно, испытания идут, в том числе сданного в конце прошлого года образца с отечественными двигателями, и начало серийного производства – 2015 год – никуда не сдвигается. К Ми-38 другие претензии: а сколько он будет стоить?
Вообще с продажами российских вертолетов ситуация интересная. В прошлом году было сдано заказчикам более 300 вертолетов. Это здорово. Из них для гражданского употребления в стране осталось девять. В общем, объяснимо: вертолетов у нас много, а потребность в вертолетных работах, как утверждает статистика, сокращается. И это все вроде бы временно. Но сокращение областей, в которых применяется отечественная техника, вряд ли временное – иностранные вертолеты во все возрастающем количестве идут в Россию.
Легкие машины валом идут по причине высокого спроса и отсутствия отечественных аналогов. То есть аналог вроде и есть, тот же Ми-34, но к нему, по сути, нет двигателя, а у «Робинсонов» теперь есть турбина, и более полусотни R66, ушедших в нашу страну, ясно говорят, куда смотрит нижний сегмент рынка. Корпоративный сектор тем более не тянет на отечественное, и ему милее не «Ансат», а «Агусты» (хотя бы и местной сборки), «Эрбасы» и прочие «Беллы». Заставить бизнес и региональное начальство ездить на «Волгах» уже пытались, посадить их на отечественный вертолет, по крайней мере пока, не готовятся. Тем более что летающий на небольшом вертолете иностранного производства губернатор обходится казне в итоге дешевле, чем катание его же на Ми-8.
Неэкономичность Ми-8 все больше и больше начинает проявлять себя. Уже сейчас считается, что для пассажирских перевозок больше подходят «иномарки», а перевозка вертолетом грузов – это только когда по-другому совсем никак или надо совсем срочно. И не за горами время, когда по экономическим соображениям надо будет списывать часть парка Ми-8, например, Ми-8Т, да и Ми-2 (в отличие от Ми-8, присутствовавший в натуре) в его существующем виде дышит на ладан. Вновь на HELIRUSSIA обсуждались вопросы модернизации обоих вертолетов, главным образом установкой более мощных и одновременно более экономичных двигателей. И опять – модернизировать можно, вертолет однозначно будет лучше и на уровне современных требований, но стоить это будет эдак в два раза больше, чем готовы заплатить эксплуатанты. Последние не могут понять, откуда берутся космические цены на ремоторизацию, в несколько раз превышающие стоимость двигателей, а вертолетостроители раскрывать секрет не хотят. Хотя говорят, что секрет это знает только Полишинель, и заключается он в том, что «просто», без накруток, модернизировать старые вертолеты может быть выгодно эксплуатанту и даже заводу, но не «Вертолетам России» в целом. Им-то выгоднее делать и продавать новые вертолеты, а поскольку завод тоже входит в «Вертолеты России», как и КБ и прочее, то цена такова, какова она есть.
Так или нет, а Ми-8Т, который еще несколько лет назад был, по сведениям аналитиков, самым экономичным транспортным средством на Северах (по эксплуатационным расходам), продержится, по уверению других аналитиков, в авиакомпаниях еще лет пять, а потом что произойдет с этими вертолетами – неясно. Лет пять назад авиакомпании обижались, что «Вертолеты России» сняли этот тип с производства, а теперь, говорят, их даже собираются порезать на металл.
Но и с прочими «восьмерками» не все так хорошо, и приходится искать новые пути по снижению эксплуатационных расходов. В деловой программе выставки была даже отдельная тема о создании пула запчастей для данного типа вертолетов. Пул позволит авиакомпаниям снизить расходы на приобретение и хранение запасных частей и таким способом несколько улучшить общую экономику машины.
С Ми-38 ситуация в этом плане еще более непростая. Как и всякий новый тип, он будет поначалу достаточно затратен в эксплуатации, плюс гораздо более высокая, чем у Ми-8, стоимость. А вот эффективность – это большой вопрос, и дело не в том, насколько Ми-38 хороший вертолет сам по себе, сколько в том, насколько он подходит для тех работ, которые сейчас выполняет Ми-8. А то ведь уже было: сняли с производства Ми-6, поставили Ми-26, в результате работы, которые выполняла шестерка, стало делать как бы и некому: Ми-8 маловат, Ми-26 – слишком велик и обходится дорого. А если оставить в производстве Ми-8, продолжая совершенствовать его двигатели и авионику – то и дела для Ми-38, для которого он бы подходил по критерию «стоимость-эффективность», не так много…
По идее, в нижнем сегменте Ми-38 должен подстраховать новый Ка-62. Вертолет этот называют великолепным и передовым – но доселе кроме макетов показать публике нечего. Но это на прошлой HELIRUSSIA был натурный макет, на этой ограничились моделью. Когда состоится первый полет, никто точно сказать не может, «до конца этого года» – это слишком расплывчато. То были технические проблемы с редуктором, теперь еще какие-то трудности с поставщиками. Уж не повторяется ли история с Ил-76, когда «внезапно» оказывается, что машина будет стоить гораздо больше, чем рассчитывали, да еще и компоненты для нее делать негде и некому. При наличии отвёрточного производства «Агуст» – так как будто и незачем.
Но что это все негатив да негатив? Главное – Россия вполне обеспечивает себя современными военными вертолетами, а наши граждане в булочную даже на такси не ездят, не то что на геликоптерах. Есть у наших военных и Ми-26, и Ми-8/17, и «Ансат», и Ка-226, не говоря о чисто боевых машинах – на все случаи жизни. Граница на замке!
А то, что двигатели для всех этих вертолетов делаются за этой самой границей – ерунда, и величию страны не помеха. К тому же украинцы и на прошедшей выставке, несмотря на все международные сложности, были неплохо представлены, а Европа за газ нам и готовые вертолеты, и двигатели для них продаст как миленькая. Так что нечего плакаться – надо гордиться. Тем самым Ми-8.