Вторник, 30 апреля 2024

Авиаиндустрия

И.о. «Геркулеса»

В военных действиях в горной местности, да при наличии партизан, без авиации не обойтись – и без боевой, и без транспортной. Афганистан не исключение – что СССР, что США вынуждены были держать там внушительные авиационные группировки в том числе и для снабжения сухопутных войск. Но вот у главного союзника США с этим возникают проблемы.

[divider][space height=»20″]

 

[dropcap color=»#555555″]Р[/dropcap]ечь идет о Великобритании, точнее о состоянии военно-транспортной составляющей Королевских ВВС (КВВС). Основу ее составляют американские «Геркулесы», но с ними не все ладно.

Первый «Геркулес» англичане получили еще в 1967 году, это был самолет экспортной модификации С-130K (аналог американского С-130H), названный в КВВС Hercules C.1. И таких «единичек» англичане приобрели 66 штук, причем из них 30 машин было начиная с 1979 года модифицировано по образцу американских С-130H-30 с удлиненным на 2.5 метра фюзеляжем и измененным бортовым оборудованием (в КВВС – Hercules C.3).
«Геркулесы» первого поколения эксплуатировались в шести эскадрильях, причем после Фолклендской войны шесть «единичек» было модифицировано в летающие танкеры Hercules C.1P, а одна машина длительное время использовалась для метеорологических исследований под обозначением Hercules W.2.

К началу 21 века стало очевидно, что дни старых С-130K сочтены, но замены им не было видно. Первоначально планировалось заменить «Геркулесы» на самолеты, создаваемые группой Future International Military Airlifter (FIMA) в составе Aérospatiale, British Aerospace (BAe), Lockheed и Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB). Группа начала работу в 1982 году, в 1989 году из нее вышел «Локхид» и дело приобрело вялотекущий характер. Группа разработчиков после добавления Alenia Aeronautica и CASA стала называться Euroflag (EUROpean Future Large Aircraft Group), а ныне это Airbus Military. Самолет, созданный в рамках этой группы, теперь называется A400M.

Когда начался вывод из эксплуатации старых Hercules C.1/3, их заменять было не на что – если говорить о самолетах британского производства (или хотя бы с участием британских производителей). И на смену уходящим из боевых частей «Геркулесам» (часть была продана за рубеж) пришлось покупать новые «Геркулесы», на этот раз усовершенствованные С-130J, причем Великобритания стала первым заказчиком самолетов этой модификации. На вооружение новые самолеты поступили в 2000 году, всего было заказано 10 Hercules C.4 и 15 удлиненных Hercules C.5, которые заменили 25 самых старых «единичек». Общее количество «Геркулесов» в КВВС к настоящему времени сократилось до примерно полусотни, эксплуатируемых в четырех эскадрильях, и половина из них недалека от списания.

Англичане надеялись, что приобретенные в 1960-70-х годах «единички» и «тройки» дотянут до поступления в части новых A400M, которых планировалось приобрести 25 штук. Но, на всякий случай, в 2000 году было решено взять в аренду на семь лет (плюс опцион на продление на два года) четыре C-17A Globemaster. По срокам выходило, что аренда кончится как раз после того, как первые A400M попадут в КВВС.

Однако вскоре началась эпоха антитеррористических войн в Афганистане и Ираке, в которых Великобритания приняла активное участие. Активно действовала и военно-транспортная авиация, и чем дольше эти войны продолжались, тем яснее становилось, что существующий флот транспортников ее не выдержит. В то же время более крупные, чем A400M, C-17 «Глоубмастеры» оказались весьма кстати, и в 2004 году было принято решение о приобретении их по окончании сроков аренды. Более того, поскольку поставки A400M откладывались (поступление на вооружение сейчас ожидается где-то в 2015 году), КВВС решили заказать еще три «Глоубмастера» за счет аналогичного сокращения заказа на «Эрбасы». Два «дополнительных» С-17 уже сданы в 2008 и 2010 годах, а заказ на третий подтвержден в феврале этого года и самолет будет принят КВВС в июле.

Но даже появление «Глоубмастеров» не может предотвратить прогрессирующее выбывание из строя старых «Геркулесов» по причине усиленной их эксплуатации. Вдобавок были и потери в «заморских экспедициях»: в 2005 году Hercules C.3 сбили зентиным огнем иракцы, в 2007 году Hercules C.4 разбился на посадке в Басре.

Приобретать новые «Геркулесы» за несколько десятков миллионов долларов каждый и тем более «Глоубмасте6ры», которые стоят уже сотни миллионов, Великобритания не в состоянии, тем более что это автоматически затронет заказ на A400M. Начались поиски очередного временного варианта.

На самом деле временные варианты использовались и раньше, поскольку западные союзники в течение всей войны не стеснялись привлекать для доставки грузов и персонала гражданские авиакомпании. В основном это касалось США, но и англичане в 2009 году выдали компании Titan Airways полугодовой контракт на перевозку военнослужащих в Афганистане с использованием одного BAe 146-200QC. Самолет это небольшой, региональный, но зато четырехмоторный и приспособленный к высокогорью и жаре. Самолет успешно отработал в Афгане, а британские военные призадумались: может быть, это и есть тот самый временный самолет, которого им не хватало?

Еще в 2007 году были предложения о конвертации ранее выпущенных BAe 146 в военно-транспортные самолеты, но они не вызвали тогда большого интереса ни в Великобритании, ни за рубежом. Но за два года ситуация изменилась, дополнительные самолеты нужны позарез, причем и для таких перевозок, к которым гражданских привлекать нельзя. И вот в феврале 2012 года Министерство обороны сообщило, что готово купить два бывших в употреблении BAe 146, после чего модернизировать их для выполнения боевых задач в Афганистане. Цена сделки планировалась в размере около 9.3 млн. долл., что ничтожно по сравнению со стоимостью даже одного С-130. Применяться самолеты будут для внутриафганских перевозок (и это сильно снизит нагрузку на «Геркулесы»), а для того, чтобы их не подловили талибы с ПЗРК, на них должны будут быть смонтированы современные противоракетные системы.

Выбирать машины для конверсии было из чего: BAe 146-200QC, на которых уже имеется бортовой грузовой люк размером 3.33 x 1.93 метра и система погрузки, в наличии было всего пять. Два самолета числились в Titan Airways, еще одна бывшая титановская машина находилась на хранении в Кембле и две в TNT. Учитывая тот факт, что TNT еще до объявления о намерениях военных пыталась найти покупателя на оба своих самолета, именно их (O-TAY c/n E2211 и OO-TAZ c/n 2188) и выбрали КВВС, обозначив как BAe 146QC.
QC расшифровывается как Quick Conversion, и действительно, самолет из 10.6-тонного грузовика можно оперативно переоборудовать в пассажирский. Для этого в кабину устанавливаются кресла, крепящиеся к палетам, туалетный и кухонный модули, даже ковровое покрытие предусмотрено, как и места для хранения багажа. Конечно, в таком виде по уровню комфорта BAe 146QC не дотягивают до эксплуатирующихся в КВВС двух BAe 146-100, используемых для VIP-перевозок, в том числе и особ королевской крови, но, как говорят, вполне на уровне обычного коммерческого лайнера.

Оба самолета примерили опознавательные знаки КВВС еще в начале 2012 года, но после этого встали на переоборудование под военный стандарт, которое, вместе с проектированием и интеграцией самолетов в структуру ВВС, обойдется в дополнительные 15.5 миллионов фунтов. Ведет работы Hawker Beechcraft Services на заводе в Броутоне, Северный Уэльс, они должны быть закончены к марту 2013 года.

Так что вскоре количество BAe 146 в КВВС удвоится – на сегодня там числятся всего два BAe 146-100 в 32-й эскадрилье в Норхолте, в нее же пойдут и «новые» самолеты. Какой срок службы ждет «и.о. «Геркулесов», непонятно, но, поскольку в Афганской войне конца не видно, стареньким машинам предстоит еще изрядно потрудиться. А BAE Systems надеется, что успешная эксплуатация BAe 146QC вызовет интерес к экспортному военному «BAe-146M/ Avro RJM», который англичане продвигают уже дано, но пока без особого успеха.

Один комментарий на “И.о. «Геркулеса»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.