Смартфоны стали для многих привычным аксессуаром, и авиакомпании-аэропорты уже достаточно широко используют возможности такой техники в обслуживании пассажиров. Это и регистрация, и навигация, и, конечно же, справочная информация. А в начале февраля при обслуживании пассажиров были впервые применены так называемые «носимые компьютеры».
[divider][space height=”20″]
[dropcap color=”#555555″]С[/dropcap]мартфон и планшет в общем-то тоже вполне себе портативные устройства, но «носимые компьютеры» – это совсем маленькие устройства, надеваемые на человека, например, как часы и очки. И таковые существуют достаточно давно – достаточно вспомнить часы с калькулятором, но только сейчас, с появлением не только миниатюрной электроники, но и компактных батарей, такие устройства оказались способны на что-то большее…
Поняв это, в прошлом году известная компания SITA провела эксперимент по обслуживанию пассажиров с использованием подобных устройств. Но, в отличие от смартфонных технологий, которыми пользуются как работники аэропорта-авиакомпании, так и их клиенты, носимые компьютеры в этом эксперименте имелись только у первых. Это и не удивительно: «умные часы» не слишком умны и являются непринципиальным дополнением к более привычным устройствам, а «умные очки» пока находятся только в опытной эксплуатации.
Вот их и выбрала SITA для своего эксперимента. Google Glass и менее известные Vuzix M100 представляют собой аналоги уже давно привычного в боевой авиации нашлемного прицела, но гораздо меньшего по размерам, совмещенного в одном корпусе с компьютером и способного принимать и получать данные из сети. Что в них заинтересовало SITA – это возможность сканировать документы, распознавать их и вводить в систему регистрации. Ручной труд при этом сводится до минимума, следовательно, повышается скорость обслуживания – и улучшается качество, поскольку умные очки сами или по запросу выводят всю необходимую для работника информацию. Конкретно в системе SWIFT Boarding была реализована возможность одновременного сканирования паспорта и посадочного талона (карты клиента) и сличение данных в них.
Эксперимент в целом прошел удачно, и спустя менее года новинка пошла в опытную эксплуатацию в авиакомпании Virgin Atlantic, которая с помощью нее начала обслуживание пассажиров представительского класса. Следовательно, революция состоялась?
Нет. Для начала, не подведены итоги эксперимента Virgin Atlantic, который рассчитан на 6 недель. Ну а, главное, все эти электронные новинки еще очень «сырые» – даже несмотря на готовящийся в этом году выход на рынок тех же Google Glass.
Устройство, конечно, работает, и информация, которая поступает носителю на дисплей, читается. Но вот сканирование документов получается «не очень» – то есть идет только в идеальных условиях освещенности. Но и это полбеды – полученные данные обрабатываются слишком долго. Сколько это занимает времени, не сообщается, но в 1 секунду, которая отводится на сличение паспорта и посадочного талона на гейте, аппарат не укладывается.
Вторая проблема – связь. То есть возможность связи по Wi-Fi в очках реализована и работает, но если всему аэропортовому персоналу выдать такие устройства, значительно возрастет нагрузка на сеть. И работа с Wi-Fi, как то знакомо каждому владельцу мобильных устройств, изрядно сажает батарею. Но если массивные планшет и даже смартфон еще более-менее держатся, то элегантные Google Glass в режиме сканирования документов «держат связь» всего полчаса. Для мобильного устройства это несерьезно, не так ли?
С одной стороны, все можно улучшить. Установить камеру получше, увеличить производительность компьютера, расширить Wi-Fi покрытие в аэропорту и увеличить количество возможных соединений, поставить более емкую батарею. Но, с другой, поскольку для носимых устройств важна именно миниатюрность, нужно время на разработку новой начинки очков. И несложно догадаться, что более мощный компьютер потребует больше энергии – и еще более мощной батареи. По прогнозам, удельная емкость батарей к 2020 году увеличится в 2.2 раза – и это значит, что Google Glass с батареей 2020 года проработают чуть больше часа. А если это будет более мощное устройство – то и того меньше. Так что для «экстремального» использования носимый компьютер в очках более-менее готов уже сейчас, а для повседневного ему еще расти и расти.
[divider][space height=”20″]
[dropcap color=”#555555″]Н[/dropcap]емало возражений против таких устройств имеется по этическим и эстетическим соображениям. С точки зрения этики, очки, надетые на работника и передающие данные на удаленный компьютер, являются неплохим средством слежения за ним. А для слежения за окружающими – просто идеальным, и это многим не нравится, а кое-где, например в России, уже просто продажа таких устройств противоречит закону. Наконец, многие люди просто не захотят носить такие штуки. В 2013 году в США был проведен опрос на этот счет, и 42% опрошенных отказались бы носить такие очки на работе.
Отдельный вопрос – эстетика. Все эти носимые компьютеры в представлении большинства людей могут ассоциироваться с киборгами или солдатами-спецназовцами, так как не слишком гармонируют с обликом улыбающейся девушки на гейте. Хайтек-хайтеком, а про имидж в глазах людей забывать нельзя.
Посмотрим, как отнесутся взыскательные VIP-клиенты Virgin Atlantic к новому обслуживанию, но вообще в работе с такими персонажами господствуют «старые добрые» обычаи, никак не связанные с автоматизацией. С одной стороны, качество обслуживания, благодаря компьютерным подсказкам, видимо, улучшится, с другой, когда то же, что раньше делалось «вручную», начинает предлагаться за те же деньги, но с явной помощью компьютера, это может быть расценено как снижение профессионализма персонала и уменьшение уважения к клиентам – а они этого не любят. Как акция – сойдет, а постоянно – вряд ли.
Массовый потребитель, конечно, не столь взыскателен и смирится на гейте со всем – пустили бы в самолет. Но к работе там пока не готова техника…
В этом плане чуть больше перспектив у наручных компьютеров. Часы даже в эпоху смартфонов всё еще носят, и они удобнее в постоянном использовании – не надо искать и вынимать. Собственно, перенос смартфона из кармана на руку не менее логичен, чем тот же процесс, произошедший с часами. С другой стороны, что ты ни делай, а размер наручных часов имеет свои ограничения, и экран на них большим не сделать. Как напоминалка – пейджер (уже забыли, что это?), даже как «просто» телефон или гарнитура – удобно, а вот что-то большее – вряд ли, если только не совместить с теми же очками. Кстати, у Virgin Atlantic персонал использует и Google Glass, и часы Sony SmartWatch 2 (серийные, но работающие только в паре со смартфоном или планшетом), именно, как средство получения дополнительной информации о клиенте или об изменениях в расписании рейсов из компьютерной базы, а не для регистрации пассажиров, которая происходит обычным способом. И часы в деле VIP-обслуживания, кажется, гораздо перспективнее – если, конечно, персонал не будет поминутно смотреть не них, будто куда-то спешит.
Но, с другой стороны, на работе тот же смартфон, если уж он необходим, и без того перед глазами, и в кармане лежит недалеко, так что и без «умных» часов можно и обойтись. Они скорее будут в помощь пассажирам как дополнительный экран носимого компьютера-смартфона, куда авиакомпания может посылать разную полезную информацию. Цена устройства не сказать чтобы низкая – около 200 долларов – но все не гугловские очки за 1.5 тысячи. Правда, придется отказаться от обычных часов, и каждые пять дней подзаряжать Sony. Но люди заряжают свои смартфоны каждый день – и ничего, терпят.
(по материалам Дмитрия Черток)