Авиакомпания Qantas отчиталась об убытках за прошлые полгода в 270,53 миллиона долларов, и заявила, что ей придется пойти на «жесткие меры», чтобы в течение следующих трех лет снизить расходы на два миллиарда австралийских долларов (1.8 миллиарда американских).
[divider][space height=”20″]
[dropcap color=”#555555″]П[/dropcap]ока Maiaysia Airlines ждет у правительства Малайзии денег на радикальное обновление парка (читайте «Лишние рты» Malaysia Airlines”), австралийская Qantas тоже требует помощи у государства. Потому что ситуация и у этой авиакомпании также не лучшая – грядет реструктуризация. По сообщениям местной прессы, в процессе реструктуризации планируется уволить от трех до пяти тысяч человек, списать старые В747 и отказаться от приобретения новых самолетов (назывались три «Дримлайнера», предназначавшиеся для дочерней Jetstar, и восемь А380) и избавиться от некоторых активов, например, отказаться от аренды собственного терминала в аэропорту Брисбена. И если самолеты и терминал – более-менее внутреннее дело компании, то тысячи безработных – это дело общественное. Авиакомпания не комментирует все эти сведения, но, возможно, таким способом пытается воздействовать на государственные структуры.
Действительно, Qantas с 2012 года, когда он понес первые убытки, лоббирует в правительстве выделение компании дешевых кредитов, точнее, выдачу государственных гарантий под такие кредиты. На что конкретно планируется потратить заемные средства, авиакомпания не сообщала, но, видимо, на войну со своими коллегами из Virgin Australia, которых крупнейший австралийский перевозчик считает одной из основных причин своих бед.
Действительно, Virgin Australia, начинавшая в 2000 году с двух самолетов, сейчас имеет флот чуть менее чем в сотню машин, и к 2016 году он увеличится почти в полтора раза. Конкурируя с Qantas на внутриавстралийских маршрутах, компания заключила массу код-шеринговых соглашений с различными иностранными авиакомпаниями, работающими в Азиатско-тихоокеанском регионе. Это оттягивает и международных пассажиров, но и этого мало – были приобретены Boeing 777-300ER для прямого выхода на международный рынок, за ними последовали объемистые A330.
Qantas считает, что залогом успеха их конкурента стала не лучшая организация перевозок, а доступность кредитов. Действительно, Virgin Australia получает значительную финансовую подпитку от своих акционеров, которыми являются «внешние враги» Qantas – Etihad (21,2%), Singapore Airlines (21,2%) and Air New Zealand (24.5%). В декабре 2013 года только за счет очередного размещения акций было получено 46 миллионов долларов, кредитный рейтинг Virgin Australia высок, и это позволяет ей брать дешевые кредиты.
Что же касается Qantas, которая некогда была государственной компанией, то у нее торговать акциями не получается. Qantas Sale Act, по которому авиакомпания была приватизирована, указывает, что иностранная доля в компании не должна превышать 49%, доля иностранных авиакомпаний – 35% и у одной авиакомпании не должно быть более 25% акций. Не будучи в состоянии продаваться иностранным коллегам, Qantas вынуждена «жить на свои» – а это, увы, не слишком удается. Цены на топливо ползут вверх, конкуренты нажимают, и авиакомпания, чтобы свести концы с концами, в 2012 году вынуждена была отказаться от покупки 35 «Дримлайнеров», что в стратегическом плане только ухудшило ситуацию. Кредитный рейтинг авиакомпании упал ниже минимально инвестиционно-привлекательного, и давать ей в долг под приемлемый процент никто не хочет. Как жить дальше?
Государство в лице премьер министра и министра транспорта в общем выражает желание помочь – но только сделав правила игры для Qantas одинаковыми c ее основным конкурентом, то есть смягчив положения Qantas Sale Act. Но продавать акции компании, находящейся в тяжелых условиях – невелик прибыток, давать же деньги под свои гарантии государство отказывается, взамен предлагая авиакомпании провести внутренние реформы.
Хуже того, даже эти меры могут не пройти, поскольку в Австралии государство – это не один человек и не одна партия. И туземная оппозиция в лице лейбористов и зеленых грозит завалить прохождение всех этих послабительных мер в парламенте, дабы «национальное достояние» не оказалось в чужих руках.
Увы, как сделать это «достояние» снова прибыльным, не знает ни правительство, ни оппозиция, ни руководство компании. Остается только урезать расходы…
[divider scroll_text=”Наверх”][space height=”20″]