Пятница, 26 апреля 2024

Мнение

Минтранс рассмотрел вопросы инцидента в аэропорту «Анадырь», 04.03.2019

Департамент государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России рассмотрел обращения редакции «Авиаглобус» к Министру транспорта Российской Федерации Е.И. Дитриху о безопасности пассажиров ВС, выполняющих полеты по кроссполярным и трансвосточным маршрутам, и сообщает ответы на заданные вопросы.


1). Несет ли Российская Федерация обязательства по оказанию помощи воздушным судам (ВС), их пассажирам и экипажам, выполняющим транзитные полеты в воздушном пространстве Российской Федерации по кроссполярным и трансвосточным маршрутам? Какими нормативными актами предусмотрено оказание такой помощи?

В соответствии со статьей 25 Конвенции о международной гражданской авиации (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) (далее Конвенция) каждое Договаривающееся государство обязуется принимать такие меры по оказанию помощи воздушным судам, терпящим бедствие на его территории, какие оно сочтет возможными, и, при условии осуществления контроля со стороны своих властей, разрешать собственникам этих воздушных судов или властям государства, в котором эти воздушные суда зарегистрированы, оказывать такие меры помощи, какие могут диктоваться данными обстоятельствами. Каждое Договаривающееся государство при организации поиска пропавшего воздушного судна будет сотрудничать в осуществлении согласованных мер, которые время от времени могут рекомендоваться в соответствии с настоящей Конвенцией.

2). Какими нормативными правовыми актами разрешается посадка ВС, которому требуется помощь, на аэродром, который закрыт по регламенту? Несет ли Российская Федерация ответственность за последствия, которые могут возникнуть после аварийной посадки в случае авиационного происшествия на аэродроме, закрытом по регламенту?

В соответствии с требованиями Федерального закона от 19.03.1997 № 60 «Воздушный кодекс Российской Федерации» и Приложения 2 «Правила полетов» к Конвенции (далее Приложение 2 ИКАО) в случае возникновения в полете чрезвычайной ситуации, угрожающей безопасности полетов, требующей немедленных действий со стороны командира и экипажа воздушного судна, командир и экипаж имеют права, ответственность и полномочия.

Командир воздушного судна при исполнении своих обязанностей обладает конечными полномочиями распоряжаться воздушным судном в соответствшт с Приложением 2 ИКАО.

Статья 58 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает, что командир воздушного судна имеет право принимать окончательное решение о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами).

3). Какими нормативными правовыми актами допускается выполнение полетов по кроссполярным и трансвосточным маршрутам в периоды, когда аэродромы, которые могут быть использованы в качестве аэродромов для аварийной посадки, закрыты по регламенту? Уведомлены ли пользователи воздушного пространства (иностранные авиакомпании) о том, что в случае аварийной посадки на аэродроме, закрытом по регламенту, пассажирам и экипажам терпящего бедствие ВС помощь в аэропорту оказана не будет?

Выполнение полетов по кроссполярным и трансвосточным маршрутам регулируется соглашениями о воздушном сообщении и последующими договоренностями авиационных властей Россрйской Федерации и иностранных государств.

4). Входят ли в аэронавигационные сборы, которые оплачивают авиакомпании, выполняющие полеты по кроссполярным и трансвосточным маршрутам, средства за оказание аэропортами помощи ВС, которые могут терпеть бедствие в воздушном пространстве Российской Федерации и совершить аварийную посадку на аэродроме, в том числе закрытом по регламенту?

Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя регулируется главой XVII «Воздушного кодекса Российской Федерации» от 19.03.1997 № 60-ФЗ Вопросы взимания аэронавигационных и аэропортовых сборов регулируются приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» и приказом Федеральной аэронавигационной службы от 27.11.2007 № 118 «Об утверждении Порядка взимания сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации».

5). Подлежат ли возмещению расходы, понесенные аэропортом в связи с посадкой воздушного судна, которому требуется помощь, вне регламента работы аэропорта? В каком размере и в соответствии с какими нормативными актами должны возмещаться такие расходы?

Посадка воздушного судна, которому требуется помощь будет расцениваться, как вынужденная посадка с подбором. При этом воздушное законодательство не регулирует вопрос сбора за посадку в подобном случае. Аэродром, считающийся закрытым, в соответствии с регламентом аэродрома или NOTAM, в предполагаемое время пролета воздушного судна в его районе не входит в план полета и не оценивается на этапе подготовки к полету как запасной, следовательно последствия посадки не подлежат возмещению. Возмещение убытков в случае причинения ущерба имуществу аэродрома или третьих лиц, регулирует Гражданский кодекс Российской Федерации.

6). Несет ли ответственность оператор аэродрома за последствия (в том числе за травмирование или гибель людей, за повреждения или конструктивную гибель ВС), которые могут возникнуть из-за отсутствия аварийно-спасательного обеспечения на аэродроме, закрытом по регламенту, в случае посадки терпящего бедствие ВС? Какими нормативными актами предусмотрена такая ответственность?

Ответственность оператора аэродрома за последствия посадки на закрытый аэродром не предусмотрена воздушным законодательством. Вне регламента работы аэродрома аварийно-спасательное обеспечение на аэродроме не обеспечивается, за исключением дежурных групп поискового и аварийноспасательного обеспечения полетов.


Информация об указанном в обращении инциденте в редакции Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России.

«Рейс по маршруту Пекин (Китай) — Лос-Анджелес (США) осуществлялся в соответствии с утверждённый планом полёта, в котором запасным аэродромом для пункта назначения являлся Окленд, по маршруту полёта указаны запасные аэродромы: Хабаровск, Фэрбенкс и Сан-Франциско. Аэродром Анадырь в качестве запасного аэродрома по маршруту полета запланирован не был».

«Принимая во внимание, вышеизложенное командир воздушного судна (далее ВС) Боинг 777-300ER, рейс ССА 983, регистрационный номер 82040 авиакомпании «Air China» (Air China — эксплуатант, зарегистрированный в КНР), в 18.13 UTC 04.03.2019 подал сигнал бедствия».

«Командиром ВС было принято решение о производстве посадки на ближайшем аэродроме Анадырь, который допущен к приему данного типа ВС».

«Органы ОВД руководствовались требованиями пункта 153 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлештем Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138: «При возникновении угрозы безопасности полета, в том числе связанной с актом незаконного вмешательства на борту воздушного судна, экипаж подает сигнал «Бедствие». На воздушных судах, оборудованных системой сигнализации об опасности, при нападении на экипаж дополнительно подается стнал «ССО». При получении от экипажа воздушного судна сигнала «Бедствие» и (или) «ССО» органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязаны принять необходимые меры по оказанию помощи экипажу, терпящему бедствие, и немедленно передать в центры Единой системы, авиационные координационные центры поиска и спасания, а также в органы противовоздушной обороны данные о его местонахождении и другую необходимую информацию»».

«Руководитель полетов РЦ ЕС ОрВД Магадан в 18.17 UTC передал информацию дежурному смены АЮДПС ФКУ «Дальневосточный АПСЦ» о срабатывании сигнализации о пожаре в багажном отсеке ВС и намерении выполнить вынужденную посадку на аэродром Анадырь (Угольный)».

«В 18.19 диспетчеру ПИО ЦГШ Анадырь поступила команда от дежурного смены АКЦПС ФКУ «Дальневостоштый АПСЦ» о приведении дежурных поисково-спасательных сил на аэродроме Анадырь (Угольный) в «Готовность». Диспетчером ШЮ ЩИ Анадырь выполнено оповещение абонентов согласно «Схемы оповещения о бедствии и вызова дежурных сил и средств» в границах ответствеююсти филиала «Аэронавтация Северо-Востока» при поступленш информации о бедствии, при авиационных и чрезвычайных происшествиях, авиационных инцидентах».

«Аварийное оповещение (вне регламента работы аэропорта Анадырь) от органов ЕС ОрВД получили: руководство ГП ЧАО «Международный аэропорт Анадырь (Угольный)», представитель производственно-диспетчерской службы предприятия ГП ЧАО «ЧукотАВИА», диспетчер службы поискового и аварийноспасательного обеспечения полетов (далее служба ПАСОП) аэропорта Анадырь, пожарная часть МЧС России и скорая медицинская помощь пос. Угольные Копи. По команде «Тревога» были переведены в готовность дежурная спасательная парашютно-десантная группа ФКУ «Анадырская РПСБ», дежурные экипажи поисково-спасательньж воздушных судов Ан-26, Ми-8, осуществляющих круглосуточное дежурство по поисково-спасательному обеспечению полетов на аэродроме Анадырь (Угольный)».

«Посадка воздушного судна осуществлена благополучно. Сразу после остановки была произведена аварийная эвакуация пассажиров с использованием надувных трапов. Пострадавших нет».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.