logo


В Китае осуществлены первые взлеты и посадки на авианосце. Авианосец советский, «Варяг», а ныне «Ляонин» (Liaoning), самолет тоже советский, Су-27К, а ныне J-15. Авианосец куплен хотя и легально, но под видом базы для плавучего казино, самолеты вообще выпущены пиратским способом. Тем не менее приходится признать, что китайских флот по палубной авиации уже превзошел наш Тихоокеанский…
С

другой стороны, китайцы не случайно классифицируют «Ляонин» как тренировочный корабль. Реальные боевые возможности что J-15, что его родного брата Су-33, летающего с единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов» (однотипного «Ляонину»), в среде специалистов оцениваются не слишком высоко. То есть самолет хороший, но боевая его нагрузка при взлете с палубы сильно ограничена, и из имеющихся на Су-33 12 узлов подвески на палубе используются не более половины. Бомбовое вооружение самолет может нести только в теории, противокорабельные ракеты в состав вооружения вообще не входят, следовательно, для ударных операций – основы боевого применения авианосцев – он непригоден. Не случайно на борту «Кузнецова» Су-33 планируется заменить на более универсальный и компактный МиГ-29К, этот же самолет заказал и индийский флот для все еще доводимого в России до кондиции «Викрамадитьи» – результата модернизации авианесущего крейсера «Адмирал Горшков».

Сильной критике подвергается и метод старта самолетов с помощью трамплина. Хотя он позволяет обойтись без катапульты, трамплин ужесточает требования к самолетам для авианосца, делая практически невозможным создание, например, самолетов ДРЛО, а это ограничивает возможности корабля в управлении воздушным боем. Что россиянам, что индийцам, что китайцам приходится ограничиваться вертолетами ДРЛО Ка-31, хотя Китай ведет собственные разработки в данной области.

Сейчас Китай заявляет о желании строить собственные авианосцы, имеются сведения, что как минимум один корабль уже заложен на верфях. Но увы, купить, украсть или скопировать технологии, как это произошло с «Ляонином» и J-15, в данном случае не выйдет: первый советский «нормальный» авианосец «Ульяновск» не был достроен и впоследствии разобран, а американцы и французы со своими секретами так просто не расстанутся. Индийцы вот уже второй авианосец строить начали, а первый никак достроить не могут – мешают технические трудности. Не меньшие ждут и китайцев, так что «Ляонин» надолго останется единственным китайским авианосцем.

А J-15 (включая недавно продемонстрированную, но еще не испытанную на корабле двухместную модификацию) – единственным палубным самолетом. Ведь ничего лучше клонов Су-27 китайская авиапромышленность разработать пока неспособна, да и нет смысла создавать самолеты трамплинного взлета, если будущие авианосцы будут оснащены катапультами.

Сейчас китайцы по палубной авиации находятся приблизительно на том же этапе, что СССР в 1989 году, но страшно представить, чего они могут добиться за 20-25 лет…

Фоторепортаж

  1. HZ66 Ответить

    «Сейчас китайцы по палубной авиации находятся приблизительно на том же этапе, что СССР в 1989 году». Так и Россия находится примерно на том же этапе.

Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

captcha *