logo


В наше время ВВС всякой уважающей себя страны (а в некоторых странах и ВМС, иной раз даже армия) пытаются заполучить самолеты или хотя бы вертолеты дальнего радиолокационного обзора и управления (ДРЛО). И это понятно – от таких машин напрямую зависит боевая эффективность авиации, да и в мирное время самолеты ДРЛО оказываются полезны – для патрулирования морских границ, например. Ведь мощный радар, поднятый на километры в небо, видит почти все – особенно над морем. И так, читайте исторические факты…
Vickers Wellington
И

дея поднять обзорный радар в воздух родилась почти одновременно с самим радиолокатором, но долгие годы реализовать ее не удавалось. Слишком велики и тяжелы были первые обзорные радары, слишком много энергии они потребляли.
Но уже в 1941 году в Британии был сделан первый практический шаг в этом направлении: на фюзеляже бомбардировщика Wellington была установлена вращающаяся антенна, при посредстве которой предполагалось обнаруживать шнырявшие около cеверо-западного побережья Острова немецкие разведчики FW200 Condor и наводить на них истребители. Параллельно предполагалось обнаруживать и немецкие подводные лодки, которых «Кондоры» снабжали данными о передвижении конвоев.

wellington-Ic

Испытания показали практическую реализуемость идеи, но заставить радар одновременно обнаруживать воздушные и морские цели не удалось: немецкие подводники засекали его работу и заблаговременно погружались. Городить авиационную систему ДРЛО ради одиночных самолетов проивника англичанам показалось бесперспективным, и в 1943 году испытания прекратили.
Зато вскоре начали их американцы…

Project Cadillac – Boeing PB-1W и Grumman TBM-3W
У

гроза от японских подводных лодок на Тихом океане была практически сведена до нуля, а вот авиация, особенно с внедрением тактики камикадзе, была по-прежнему очень опасной. Приходилось на возможных путях подлета к корабельным соединениям выставлять одиночные корабли радиолокационного пикета, заранее обнаруживавшие приближение японцев и вызывавшие авиационное прикрытие с авианосцев. Система работала, но, во-первых, дальность действия имеющихся корабельных радаров была невелика, а, во-вторых, японцы нередко обрушивали всю тяжесть атаки именно на корабли пикета – с печальными для них последствиями.

boeing_PB-1W_TE-7

Был начат Project Cadillac, направленный на создание нового обзорного радара корабельного и авиационного базирования. Он завершился разработкой Массачусетским технологическим институтом радара AN/APS-20 (по тем временам чуда техники с дальностью обнаружения групп самолетов до 250 километров и одиночных истребителей – до 80 километров) и адаптацией под него двух носителей: палубного Grumman TBM-3W на базе бомбардировщика-торпедоносца Avenger и Boeing PB-1W – морского варианта знаменитой «Летающей крепости» B-17. На обоих параболическая антенна радара вращалась в большом обтекателе под брюхом, а принципиальная разница состояла в том, что на «Эвенджере» кроме пилота имелся лишь один оператор радара, который голосом передавал показания на корабль, откуда и осуществлялось наведение истребителей, а на «Летающей крепости» таких операторов было несколько, и каждый мог непосредственно наводить «свой» истребитель. Таким образом, TBM-3W представлял собой летающий радарный пикет, а PB-1W – полноценный самолет управления. Естественно, будущее было за последним, но именно палубная машина была нужнее всего. Поэтому только TBM-3W пошел в серию, но и он на войну не успел: она закончилась, когда первый корабль с авиагруппой, включавшей эти машины, уже вовсю готовился идти на Дальний Восток…

Grumman_TBM-3W

Тем не менее TBM-3W (и его модернизированная версия TBM-3W2) послужили и в американском флоте, и на авианосцах Канады, Франции и Голландии, а также в послевоенной Японии. Правда, уже в основном не как самолет ДРЛО, а как противолодочный: AN/APS-20 оказался полезным для обнаружения не только самолетов, но и кораблей, включая подводные лодки в надводном положении и под шнорхелем, и TBM-3W работали в паре с ударными «Эвенджерами»: первый искал, второй бомбил цель. Но возможность использования самолета для раннего обнаружения воздушных целей сохранялась…

Grumman AF-2W Guardian, Douglas AD Skyraider, Grumman WF-1 Tracer
С

охранялась возможность использования самолета для раннего обнаружения воздушных целей и на поисковой версии палубного противолодочного самолета AF-2W Guardian, где было уже два оператора, и на опытном охотнике за подлодками на базе палубного же штурмовика AD Skyraider. В серию же «брюхатые» «Скайрейдеры» пошли уже как самолеты ДРЛО, было изготовлено около 400 машин трех модификаций – AD-3W, — 4W, -5W, они приняли участие в войнах в Корее и во Вьетнаме, а экспортные английские – в Суэцком конфликте 1956 года.

На всех этих самолетах стоял хоть и модернизированный, но все тот же AN/APS-20, и управление воздушным боем осуществлялось с корабля. Американских моряков это не устраивало, и в 1955 году они сформулировали требования к палубному самолету управления воздушным боем. Требования были крайне высоки, особенно в плане радиоэлектронной начинки, и вскоре пришлось признать, что выполнить их в полном объеме не удастся. Тем не менее построенный под них Grumman WF-1 Tracer был для своего времени весьма совершенной машиной.

Grumman_WF-1_Tracer

Он разрабатывался на базе двухмоторного противолодочного S2F Tracker, но для размещения совершеннейшего по тем временам радара AN/APS-82 самолет пришлось сделать «двухэтажным»: над фюзеляжем на стойках возвышался громадный каплевидный обтекатель, в котором вращалась антенна. По дальности обнаружения новый радар не особо превосходил своего предшественника, но вот по качеству работы был на голову выше. Была обеспечена стабилизация антенны, определение высоты полета цели, выделение низколетящих целей над поверхностью моря, усовершенствовано связное оборудование. На борту «Трейсера» находились два оператора и два пилота, но один из пилотов мог выполнять обязанности третьего оператора, операторы могли работать как с корабельным пунктом управления, так и напрямую наводить истребители на обнаруженные цели. На 1958 год, когда «Трейсеры» поступили на вооружение, они были лучшими самолетами ДРЛО в мире, но на «Груммане» уже началась работа над новой машиной, определившей облик самолетов этого класса на десятилетия.

Grumman E-2 Hawkeye
G

eneral Electric создала радар AN/APS-96, кожух его антенны имел характерную тарелкообразную форму и вращался вместе с ней. Но дело было не только в радаре: он входил в единый комплекс с автоматизированными линиями передачи данных, компьютером с памятью на магнитном барабане (!) и системой распознавания «свой-чужой». Автоматика облегчила работу операторов (а их было уже трое, плюс два пилота): если на ранних машинах они вынуждены были рассчитывать курс и скорость движения цели вручную, на новом самолете это делал компьютер. Дальность обнаружения целей довели до 320 километров.

Самолет был и вправду новым – в отличие от прошлых «радароносцев» он изначально разрабатывался для этой цели. Турбовинтовые S-2A Hawkeye с радарной «тарелкой» на пилоне на фюзеляже пошли на флот уже в 1964 году, но, как показала практика, с внедрением машины в серию поторопились. Были проблемы и с самим самолетом, и с электроникой, особенно часто зависал компьютер, и через год производство остановили. Дошло до того, что был издан запрет на полеты «недопеченного» «Хокая»! В итоге функции ДРЛО на американских авианосцах во время Вьетнамской войны выполняли преимущественно «Трейсеры» и даже поздние «Скайрейдеры».

В спешном порядке пришлось латать «дыры» и лечить «глюки». Решение нашли только к 1969 году, заменив компьютер на более современный с памятью на магнитных сердечниках (для нашего времени тоже невероятный архаизм), а также сменив некоторое другое оборудование. Полсотни ранее выпущенных E-2A вскоре так модифицировали в E-2B, но еще в 1968 году началась работа над новым вариантом, E-2С.

Grumman_E-2_Hawkeye

Внешне он почти не отличался от ранних «Хокаев», но электроника там была полностью новая. Новый радар AN/APS-120 обеспечивал уже какое-никакое выделение целей на фоне земли, новая электроника – новые возможности (имелись система пеленгации источника радиоизлучения, инерциальная навигационная система, два компьютера), новые двигатели – большую мощность.

В общем, машину довели и популярность ее начала расти. Шли все новые и новые модификации и модернизации: устанавливались новые двигатели и радары, совершенствовалось компьютерное оборудование, самолет начал видеть не только воздушные, но и наземные цели, росло одновременно отслеживаемое их количество, повышалась помехозащищенность радара и каналов связи. В настоящее время «Хокаи» американского флота доведены до стандарта Е-2С Hawkeye 2000 (H2K) с радиолокатором AN/APS-145 и активно применялись и применяются во всех вооруженных конфликтах США. Но на смену им вскоре придут новопостроенные машины новейшей модификации E-2D.

Хотя внешне они и почти неотличимы от обычных «Хокаев», в радиоэлектронной начинке произошли радикальные изменения: появился радар с фазированной решеткой AN/APY-9.

Он размещен во все том же вращающемся «блине», но теперь реализуется не только функция обзора, но и сопровождения: антенна может быть нацелена в направлении наибольшей опасности и контролировать ее в непрерывном режиме. Все характеристики радара и связанной с ним электроники заметно превышают возможности того, что стоит на E-2C, как по распознаванию и сопровождению целей, так и дальности их обнаружения, доведенной для воздушных целей до 450 километров (наземные – «всего» 350 км). В настоящее время идет опытная эксплуатация первых E-2D, а массовое поступление на вооружение начнется с 2014 года.

Хотя «Хокай» и является довольно специфической машиной со складным крылом, посадочным гаком и другой палубной атрибутикой, он поставлялся на экспорт, причем в основном для сугубо сухопутного использования. Первыми их (разумеется, E-2С) купили израильтяне и с успехом использовали в войнах на Ближнем Востоке начиная с 1982 года, а в 2004 году продали их Мексике (там самолеты используются в основном для борьбы с авиационным и морским наркотрафиком). Кроме Израиля, «Хокаи» приобретали Египет, Япония и Сингапур (все – с 1987 года), Тайвань (в 1995) и Франция (в 2000), причем последняя – для оснащения авианосца «Шарль де Голль». Все остальные страны покупали «Хокаи» только потому, что на более крупные машины у них не хватало денег, а в легком классе других самолетов ДРЛО не было. Сейчас американцы активно предлагают E-2D Индии для оснащения строящихся на ее верфях авианосцев – и индийцы принципиально готовы купить немаленькую (по меркам самолетов такого назначения) партию.

Fairey Gannet AEW.3
Ч

тобы закончить с темой палубных самолетов ДРЛО, следует упомянуть британские потуги в данной области. Как уже упоминалось, в середине 1950-х англичане купили в США «Скайрейдеры», но рассматривали их как временное решение до разработки своего самолета. За основу был взят противолодочный самолет Fairey Gannet, а ввиду отсутствия собственного подходящего радара (и это в стране, создавшей первый самолет ДРЛО!) пришлось ставить на него все ту же AN/APS-20 , причем, по некоторым данным, радары сняли со «Скайрейдеров».

Fairey-Gannet_AEW.3

По своим характеристикам в плане обнаружения целей получившийся самолет Gannet AEW.3, как легко догадаться, ничем не превосходил предшественника, но на нем стояли ультраэкономичные сдвоенные турбовинтовые двигатели. В этом англичане обогнали американцев: одногодок «Гэннета» «Трейсер» имел поршневые двигатели, но зато электроника у янки была лучше, а к 1978 году, когда последних «Гэннетов» списали, они были уже совершеннейшей архаикой. Попытки же разработать собственные самолеты ДРЛО (и не только палубные) до последнего времени оканчивались у британцев ничем.

Ан-71 и Як-44

an-71yak-44

А

что в России? В России палубникам также не повезло: разработка самолета такого назначения на базе Ан-71 была признана бесперспективной, а Як-44 дошел только до стадии полноразмерного макета (который даже сумел покататься по палубе авианосца «Адмирал Кузнецов»). Приходится довольствоваться вертолетами… (читайте продолжение)

Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

captcha *