logo


Вопрос, какая авиакомпания является самой маленькой в мире и при этом выполняет регулярные рейсы, разрешить не так-то просто, тем более что маленькая компания может быть всего лишь подразделением более крупной компании, действующим под собственным брендом. Однако вот два явных претендента на это гордое звание...

Логично попытаться найти такую компанию где-то на тропических островах, где маленькие самолеты перевозят туристов с острова на остров. Первый претендент там и базируется, но вот флот его выглядит достаточно неожиданно.

На просторах Тихого океана лежит остров Науру. Площадь острова – всего 21 квадратный километр, на нем живут не более 9500 человек. Науруанцы гордятся своим островом и своей страной: Науру – республика, причем самая маленькая республика на свете и вторая по населению страна после Ватикана. Она настолько маленькая, что у нее даже нет столицы! Есть несколько поселков, в одном из них заседает грандиозный местный парламент из 18 членов во главе с президентом. Главной задачей правительства является добывание денег, поскольку Науру приходится преодолевать последствия отказа от сырьевой экономики после истощения на острове запасов фосфоритов и ошибок в финансовых операциях со «стабилизационным фондом», накопленным за время фосфоритного бума. Эта нехватка денег даже чуть было не похоронила государственного науруанского авиаперевозчика.

Авиакомпания Air Nauru была создана в 1970 году и одно время была довольно крупной, особенно по меркам региона компанией: в 1983 году в ней было 7 самолетов. Забавно, что общая из пассажировместимость того составляла 10% населения страны – и это был явный перебор. Ухудшение экономической ситуации заставили сокрашать парк авиакомпании, и в конце концов в 2005 году единственный остававшийся Boeing 737-400 был за долги арестован в Австралии. Тем не менее науруанцы раздобыли другой «Боинг», 737-300, изменили название авиакомпании на Our Airline («Наша авиакомпания») и продолжили полеты.

Сейчас Our Airline формально эксплуатирует два самолета, VH-INU и VH-NLK, но последний сдается в аренду и летает в цветах австралийской Air Norfolk. VH-INU по сути является единственным самолетом, который авиакомпания эксплуатирует сама и который совершает регулярные рейсы. Точнее один рейс в неделю: самолет в воскресенье/понедельник вылетает из Брисбена и летит на Науру, оттуда на Фиджи, в аэропорт Нади. В среду совершается обратный рейс. Раньше осуществлялись еще промежуточные посадки в Хониаре на Соломоновых островах и на Тараве (Кирибати), но сейчас такая практика прекращена: недостаточно пассажиров.

В остальное время самолет обычно действует как чартер, в том числе под флагами других авиакомпаний, так что науруанский «Боинг» иногда добирается аж до Манилы и Сингапура…

Вопрос существования науруанской авиакомпании, принадлежащей государству и имеющей штат в 65 человек – это в значительной сстепени вопрос государственного престижа, вдобавок страна отрезана от всего остального мира океаном и авиация для нее в той или иной степени нужна. И самолеты нужны большие: до ближайшего острова от Науру 300 километров, а до «Большой Земли», то есть Австралии, с которой у острова тесные экономические и политические связи, иначе как достаточно крупным лайнером и не добраться. А других самолетов, кроме этих двух «Боингов» у Науру нет…

Итак, Our Airline с полным правом может считаться самой маленькой государственной авиакомпанией и авиакомпанией, выполняющей международные рейсы. Однако есть авиакомпании и меньше – если не по количеству самолетов, то по их общей пассажировместимости. Причем не где-нибудь на задворках планеты, а даже и в Европе!

Вот французская Hex'Air, базирующаяся в аэропорту Ле Пюи -Луде. Флот авиакомпании по количеству такой же, как науруанский – у нее два самолета. Но каких! Это 19-местные Beechcraft 1900D...

Создана авиакомпания была в 1991 году, и до сего дня честно осуществляет регулярные рейсы по двум маршрутам: Родез-Лион– Кастрэс и Ле Пюи-Париж (Орли). Все рейсы выполняются по два раза в сутки по будням. Первый рейс выполняет F-GOPE, базирующийся в Кастрэсе, второй – F-GUPE, «проживающий» в Ле Пюи, эти же самолеты в свободное время (а его немало: на маршруте Ле Пюи-Париж самолет в сутки проводит в воздухе всего 4 часа) используются для чартерных перевозок, в том числе и по тем же маршрутам – если есть желающие.

За более чем 20 лет работы у карликовой даже по меркам отечественных «живопырок» авиакомпани не было ни одного летного происшествия. Авиакомпания с гордростью публикует и список своих пилотов, коих всего семеро. У самого «неопытного», ходящего в вторых пилотах Жерома Видаля, за плечами более 800 часов налета, а у флагмана, КВС Жана-Жака Тоста – более 17000, у остальных 2500 часов и выше.
Правда, чтобы оказаться на попечении этих профессионалов, надо изрядно заплатить, цены на билеты не слишком-то низкие: 221 евро на Ле Пюи-Париж. Но дальше идут всякие и разные скидки: и на билет туда-обратно, и на абонемент, и на групповой полет (от 3 чеоловек), и на стариков, и на молодежь, и на семейные пары., и на заблаговременное бронирование, и с невозвратным тарифом.

И в итоге какому-нибудь студенту можно слетать из Парижа в Ле Пюи полюбоваться на местные памятники и вернуться обратно даже всего за 70 евро. Видимо, из-за такой гибкой ценовой политики авиакомпания и живет – и «осуществляет социальную функцию» и т.п.. Так что не в размере дело, а в подходе к этому самому делу и в наличии клиентов. Ведь если некому летать – как это происходило, да и сейчас в меньших масштабах происходит с Our Airline и ей подобными – то без государственных вливаний существование авиакомпании невозможно, да и это не гарантия…

Комментировать

*

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.