[quote align=”center” color=”#999999″]Вопрос, какая авиакомпания является самой маленькой в мире и при этом выполняет регулярные рейсы, разрешить не так-то просто, тем более что маленькая компания может быть всего лишь подразделением более крупной компании, действующим под собственным брендом. Однако вот два явных претендента на это гордое звание…[/quote]
Логично попытаться найти такую компанию где-то на тропических островах, где маленькие самолеты перевозят туристов с острова на остров. Первый претендент там и базируется, но вот флот его выглядит достаточно неожиданно.
На просторах Тихого океана лежит остров Науру. Площадь острова – всего 21 квадратный километр, на нем живут не более 9500 человек. Науруанцы гордятся своим островом и своей страной: Науру – республика, причем самая маленькая республика на свете и вторая по населению страна после Ватикана. Она настолько маленькая, что у нее даже нет столицы! Есть несколько поселков, в одном из них заседает грандиозный местный парламент из 18 членов во главе с президентом. Главной задачей правительства является добывание денег, поскольку Науру приходится преодолевать последствия отказа от сырьевой экономики после истощения на острове запасов фосфоритов и ошибок в финансовых операциях со «стабилизационным фондом», накопленным за время фосфоритного бума. Эта нехватка денег даже чуть было не похоронила государственного науруанского авиаперевозчика.
[quote align=”center” color=”#999999″]Авиакомпания Air Nauru была создана в 1970 году и одно время была довольно крупной, особенно по меркам региона компанией: в 1983 году в ней было 7 самолетов. Забавно, что общая из пассажировместимость того составляла 10% населения страны – и это был явный перебор. Ухудшение экономической ситуации заставили сокрашать парк авиакомпании, и в конце концов в 2005 году единственный остававшийся Boeing 737-400 был за долги арестован в Австралии. Тем не менее науруанцы раздобыли другой «Боинг», 737-300, изменили название авиакомпании на Our Airline («Наша авиакомпания») и продолжили полеты.[/quote]
Сейчас Our Airline формально эксплуатирует два самолета, VH-INU и VH-NLK, но последний сдается в аренду и летает в цветах австралийской Air Norfolk. VH-INU по сути является единственным самолетом, который авиакомпания эксплуатирует сама и который совершает регулярные рейсы. Точнее один рейс в неделю: самолет в воскресенье/понедельник вылетает из Брисбена и летит на Науру, оттуда на Фиджи, в аэропорт Нади. В среду совершается обратный рейс. Раньше осуществлялись еще промежуточные посадки в Хониаре на Соломоновых островах и на Тараве (Кирибати), но сейчас такая практика прекращена: недостаточно пассажиров.
В остальное время самолет обычно действует как чартер, в том числе под флагами других авиакомпаний, так что науруанский «Боинг» иногда добирается аж до Манилы и Сингапура…
Вопрос существования науруанской авиакомпании, принадлежащей государству и имеющей штат в 65 человек – это в значительной сстепени вопрос государственного престижа, вдобавок страна отрезана от всего остального мира океаном и авиация для нее в той или иной степени нужна. И самолеты нужны большие: до ближайшего острова от Науру 300 километров, а до «Большой Земли», то есть Австралии, с которой у острова тесные экономические и политические связи, иначе как достаточно крупным лайнером и не добраться. А других самолетов, кроме этих двух «Боингов» у Науру нет…
Итак, Our Airline с полным правом может считаться самой маленькой государственной авиакомпанией и авиакомпанией, выполняющей международные рейсы. Однако есть авиакомпании и меньше – если не по количеству самолетов, то по их общей пассажировместимости. Причем не где-нибудь на задворках планеты, а даже и в Европе!
[quote align=”center” color=”#999999″]Вот французская Hex’Air, базирующаяся в аэропорту Ле Пюи -Луде. Флот авиакомпании по количеству такой же, как науруанский – у нее два самолета. Но каких! Это 19-местные Beechcraft 1900D…[/quote]
Создана авиакомпания была в 1991 году, и до сего дня честно осуществляет регулярные рейсы по двум маршрутам: Родез-Лион– Кастрэс и Ле Пюи-Париж (Орли). Все рейсы выполняются по два раза в сутки по будням. Первый рейс выполняет F-GOPE, базирующийся в Кастрэсе, второй – F-GUPE, «проживающий» в Ле Пюи, эти же самолеты в свободное время (а его немало: на маршруте Ле Пюи-Париж самолет в сутки проводит в воздухе всего 4 часа) используются для чартерных перевозок, в том числе и по тем же маршрутам – если есть желающие.
За более чем 20 лет работы у карликовой даже по меркам отечественных «живопырок» авиакомпани не было ни одного летного происшествия. Авиакомпания с гордростью публикует и список своих пилотов, коих всего семеро. У самого «неопытного», ходящего в вторых пилотах Жерома Видаля, за плечами более 800 часов налета, а у флагмана, КВС Жана-Жака Тоста – более 17000, у остальных 2500 часов и выше.
Правда, чтобы оказаться на попечении этих профессионалов, надо изрядно заплатить, цены на билеты не слишком-то низкие: 221 евро на Ле Пюи-Париж. Но дальше идут всякие и разные скидки: и на билет туда-обратно, и на абонемент, и на групповой полет (от 3 чеоловек), и на стариков, и на молодежь, и на семейные пары., и на заблаговременное бронирование, и с невозвратным тарифом.
И в итоге какому-нибудь студенту можно слетать из Парижа в Ле Пюи полюбоваться на местные памятники и вернуться обратно даже всего за 70 евро. Видимо, из-за такой гибкой ценовой политики авиакомпания и живет – и «осуществляет социальную функцию» и т.п.. Так что не в размере дело, а в подходе к этому самому делу и в наличии клиентов. Ведь если некому летать – как это происходило, да и сейчас в меньших масштабах происходит с Our Airline и ей подобными – то без государственных вливаний существование авиакомпании невозможно, да и это не гарантия…