Тенденции

Сербская «Утва» смотрит в Россию

Единственный производитель самолетов в Сербии, завод «Утва», с огромной надеждой следит за начавшимся оживлением сотрудничества между министерствами обороны Сербии и Российской Федерации. На славной некогда югославской фирме «Утва» сегодня занято всего 266 специалистов, половина из которых отправлена в принудительные отпуска. Из-за наличия долгов по зарплате 300 бывших работников завода находятся на грани банкротства. В сложившейся ситуации получение нового заказа на самолеты «Ласта-95» является для завода вопросом жизни и смерти. Традиционно, в подобных обстоятельствах в Сербии вспоминают сначала о Боге, а потом – о матушке России.

[toggle_box]
[toggle_item title=»Предисловие» active=»true»]В прошлом году мы опубликовали любопытную историю («Ласточка» по прозвищу «Феникс») о создании «Кобац» – самолета для ВВС Сербии, разработанного на базе возрожденного в производстве УТС «Ласта 95». Сейчас предлагаем ознакомиться с не менее познавательным эксклюзивным материалом, предоставленным сербским военным обозревателем Светозаром Йокановичем, об уникальном историческом пути завода производителя данного самолета и перспективах сотрудничества с Россией.[/toggle_item]
[/toggle_box]

[divider][space height=»20″]

 

[dropcap color=»#555555″]А[/dropcap]виационный завод «Утва» основан 5 июня 1937 г. как «Једриличарско друштво Утва-Земун». Через два года название изменили на «Фабрика авиона УТВА-Београд», а в 1940 г. завод переехал в Панчево, недалеко от Белграда, где находится и в настоящее время. До 1941 г. завод построил 39 планеров и собрал для ВВС Королевства Югославии 148 самолетов немецкого производства Bucker Jungmann. С 1944 года, после восстановления, и до настоящего времени завод «Утва» изготовил более 700 самолетов 27 модификаций (или 32% всех самолетов, изготовленных в социалистической Югославии). Накануне распада СФРЮ завод строил для вооруженных сил поршневые учебные самолеты Утва-75, половину комплектующих для реактивных УТС Соко Г-4 «Супергалеб» и четверть комплектующих для истребителей-бомбардировщиков Соко J-22 «Орао». Завод спроектиорвали для 1300 работников.

После эвакуации завода «Соко» из Мостара из охваченной войной Боснии и Герцеговины, «Утва» остался единственным производителем самолетов на всем пространстве бывшей Югославии. В условиях войны и международной изоляции завод временно занимался ремонтом «Супергалебов» и завершением постройки самолетов из задела, наблюдалась тенденция переориентации предприятия на выпуск гражданской продукции. Во второй половине 90-х годов начался постепенный подъем и выход на международный рынок.

Перед началом войны с НАТО завод не был эвакуирован. Власти считали, что бомбардировки пощадят предприятие, так как «Утва» выпускала комплектующие для гражданских самолетов нескольких израильских и американских фирм (Boeing, IAI Bedek). Расплата за ошибочную оценку наступила в ночь с 23 на 24 марта 1999 года, когда крылатыми ракетами были уничтожены производственные цеха, значительная часть станочного парка и инструмента, а также десяток самолетов.

Начало разработки поршневого учебного самолета «Ласта», единственного выпускаемого ныне «Утва», восходит к далекому 1982 году. Первый прототип «Ласта-1» выполнил первый полет 2 сентября 1985 г., второй прототип поднялся в небо 26 августа следующего года. В 1989 г. военные изменили ТТЗ, после чего начались НИОКР по самолету «Ласта-2». Начавшаяся гражданская война привела к отказу от работ по этой программе в момент, когда завод собрал шесть предсерийных машин «Ласта-1» и ожидал заказа на изготовление партии из 48 серийных самолетов «Ласта-2».

Военно-технический институт в 1995 г. подготовил проект нового, значительно измененного, самолета «Ласта-95». Интерес к «Ласта-95», как потенциальный заказчик, проявили и ВВС Болгарии. Катастрофа одного из ранее построенных самолетов «Ласта-1» в марте 1997 г. не стала единственным несчастьем данной программы: в первый день войны с НАТО на территории завода были уничтожены все остальные самолеты данного типа.

В 2003 г. завод оказался на грани закрытия из-за интенсивного лоббирования закупки чешских самолетов Zlin 242L, хотя он являлся самолетом другого, более низкого, чем «Ласта» класса. В те годы завод «Утва» оценивался всего в десяток миллионов долларов (в 1987 г. завод оценивался в 360 миллионов долларов).

Изменения в руководстве министерства обороны Сербии, произошедшие в 2004 г., привели к возрождению программы «Ласта-95». ВВС Ирака в декабре 2007 г. заказали 20 самолетов «Ласта-95Н» (вооруженный вариант с мотором AVCO Lycoming 580B1А). К Ираку присоединились и ВВС Сербии, которые помимо постройки двух прототипов заказали и 15 серийных самолетов со старыми моторами AEIO 540L1B5D, но со «стеклянной» кабиной вместо классического приборного оборудования. С падением режима Муамара Каддафи остались нереализованными планы на поставку самолетов традиционному заказчику югославских самолетов – Ливии. В 2010 г. Сербия поставила Судану шесть самолетов Утва-75 и продала документацию на производство фирме «SAFAT» (модернизированный вариант SAFAT-03).

cockpit_kobac

Контракт с Ираком предусматривает опцион на поставку 15 дополнительных самолетов. Переговоры о закупке «Ласты» ведутся также с Алжиром. С осени прошлого года новый импульс получило сербско-российские отношения, благодаря чему есть основания ожидать включения завода «Утва» в программу военно-технического сотрудничества двух стран. В составе возглавляемой Дмитрием Рогозиным российской делегации, которая в ноябре 2012 г. посетила Сербию, находился и глава ОАК Михаил Погосян. Его лестные отзывы о самолете «Ласта» и высказывание, что «этот самолет могла бы купить и Россия для обучения иностранных летчиков» пробудили надежду на привлечение российских фирм к процессу модернизации «Ласты» и совместному маркетингу самолета на мировом рынке.

Lasta-95

«Ласта-95» – многообещающий самолет, поле совершенствования которого оставляет много места для работы российских фирм. Одной из первых доработок могла бы стать установка легких катапультных кресел фирмы «Звезда». Сербия близка к подписанию контракта о закупке многоцелевых истребителей МиГ-29М/М2 , РЛС и ракетных систем; применительно к этому контракту «Ласта» могла бы стать предметом «оффсет – договора». В мае 2013 г. группа российских специалистов посетила аэродром Батайница, где детально ознакомилась с конструкцией и летными данными самолета «Ласта-95».

«Југомпорт СДПР», сербская фирма, отвечающая за маркетинг и экспорт вооружения, в последнее время ищет партнера для финансирования улучшенной модификации «Кобац». «Кобац», предназначенный для повышенной подготовки летчиков и борьбы с партизанами, ведет свою историю от программы самолета «Партизан» – вооруженного варианта «Ласта». Новая модель значительно отличается от своего предшественника конца 80-х годов. «Кобац» будет иметь турбовинтовой двигатель, современное БРЭО и вооружение. Интерес к самолету «Кобац» проявляют ОАЭ, которые в данное время и финансируют разработку.

В перспективе планируется начать серийный выпуск БЛА «Пегас» и возобновить выпуск самолета «Супергалеб» (модернизированного Г-4МД), но для этого заводу «Утва» сначала надо выжить!

Редакция Aviaglobus выражает благодарность Светозару Йокановичу за любезно предоставленные материалы для статьи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.