Суббота, 27 апреля 2024

Мнение

ГОСТ – что дышло…

Продолжая тему аварийно-спасательного обеспечения полётов на аэродромах гражданской авиации, предлагаем вашему вниманию занимательную историю о том, как масса чиновников из разных ведомств не могут решить простую логическую задачку средней школы…

УСЛОВИЕ:
По государственному стандарту (ГОСТ) ширина пожарной машины не должна превышать 2 метра 55 сантиметров. На сертификацию представили машину шириной 3 метра.

ВОПРОС:
Соответствует ли представленная на сертификацию машина государственному стандарту?

Как ответили чиновники:

  • Академия ГПС МЧС России (выдает сертификаты за деньги) – СООТВЕТСТВУЕТ!
  • Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России (должен следить за тем, кто выдает сертификаты) – СОГЛАСЕН с предыдущим.
  • Росстандарт (утвердил ГОСТ) – ВОПРОС НЕ КО МНЕ.
  • Росаккредитация (разрешила Академии ГПС МЧС России выдавать сертификаты) – Я В ЭТОМ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮ, НУЖНО СПРОСИТЬ В МЧС России.

За деньги: 3 = 2.55

Теперь серьезно. В государстве создана сложная и громоздкая, а главное затратная система технического регулирования. Любой сертификат или декларация стоит денег, и чем сложнее требования, тем дороже услуги. Но если заказчик платит, то нет ничего невозможного. За деньги даже «3», будет равняться «2.55»!
В ходе изучения темы сертификации аэродромных пожарных автомобилей совместно с независимыми экспертами, нашей редакцией было установлено, что 06.11.2019 органом по сертификации ФГБОУ ВО «Академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий» (Номер записи в РАЛ RA.RU.11ПБ97) был зарегистрирован сертификат соответствия с регистрационным номером RU С-AT.ПБ97.В.00279/19 (номер бланка 0026671) на пожарный аэродромный автомобиль Panther 6×6 new производства ROSENBAUER INTERNATIONAL AG (Австрия). Этот сертификат является сертификатом соответствия требованиям технических регламентов Российской Федерации! Это первый и единственный автомобиль на специальном шасси, которому был оформлен подобный сертификат!

На самом деле в 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ)», на соответствие которому выдан сертификат, нет ни слова о том, каким должен быть аэродромный пожарный автомобиль. Более того, там вообще нет требований к пожарным автомобилям! Есть лишь упоминание о том, что они должны быть сертифицированы.

Как же организовать сертификацию, если нет требований?

– Очень просто… Приказом Росстандарта от 03.06.2019 № 1317 утвержден перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В соответствии с указанным перечнем к пожарным автомобилям установлены требования, следующими документами:

  • ГОСТ 34350-2017 «Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний»;
  • ГОСТ Р 53247-2009 «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения»;
  • ГОСТ Р 53248-2009 «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Номенклатура показателей».

То есть чиновники решили, что требования п. 3 статьи 7 и п. 3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» можно обойти, и написать, что соблюдение требований перечисленных ГОСТ обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Хотя применение ГОСТ не носит обязательный характер, а в техническом регламенте нет обязательных требований – попробуйте продать или использовать пожарный автомобиль без сертификата…

*Для справки: В соответствии с п. 3 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» Технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам и правила их идентификации в целях применения технического регламента. Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Не включённые в технические регламенты требования к продукции не могут носить обязательный характер.
В соответствии с п. 3 статьи 4 того же закона Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.

Может ли пожарная машина быть негабаритной?

Закроем глаза на этот «нормотворческий вираж» МЧС России и Росстандарта и посмотрим, как же это работает на практике в случае с нашей задачкой.
В соответствии с требованиями п. 5.3.22 ГОСТ 34350-2017, введенного в действие Росстандартом 01.03.2019, габаритные размеры пожарного автомобиля (ПА) не должны превышать следующие значения: — длина – 12.00 м; — ширина – 2.55 м; — высота (в снаряженном состоянии) – 4.00 метра. Текст этого пункта ГОСТ имеет только одну оговорку относительно ширины, что для изотермических кузовов ПА допускается максимальная ширина 2.60 м, если это не противоречит правилам дорожного движения. Все чётко и понятно, и основано на требованиях ПДД (правил дорожного движения), ведь пожарная машина не может быть негабаритной – она же ездит по дорогам общего пользования. То есть ширина 3 метра ГОСТом никак не допускается.

Мы знаем, что специальные аэродромные пожарные автомобили на специальных шасси имеют ширину 3 метра. Это нужно для обеспечения их устойчивости на поворотах, при быстром маневрировании по аэродрому с большим количеством воды.

Может, компания ROSENBAUER сделала какую-то особенную машину шириной 2.55 или 2.60 метра – в соответствии с нашим ГОСТ?

– Нет. На запрос редакции журнала «Авиаглобус» Академия ГПС МЧС России (орган, выдавший сертификат), ответила: «При проведении измерений габаритных размеров в соответствии с п. 9.3.6.3. ГОСТ 34350-2017 аэродромного автомобиля PANTHER 6×6 new были получены следующие значения: ширина 3 м; длина 11.75 м; высота 3.65 метра».

Значит, «Panther 6×6» не соответствует ГОСТ?

– Как бы не так! По мнению Академии ГПС МЧС России: «Требования п. 5.3.22 ГОСТ 34350-2017 полностью гармонизированы с требованиями ТР ТС 018/2011 и относятся к транспортным средствам, перемещающимся по дорогам общего пользования.», а значит этот пункт ГОСТ к аэродромной пожарной машине можно не применять! Перефразируем знаменитую русскую поговорку: «ГОСТ – что дышло: куда повернёшь – туда и вышло»!
Редакция обратилась с этим очевидным фактом манипуляции требованиями в органы, которые должны надзирать и контролировать за системой сертификации. Ответы нас не удивили – всё как обычно в России.
Росстандарт, который утвердил ГОСТ 34350-2017, Росаккредитация, которая аккредитовала Академию ГПС МЧС России, послали нас в МЧС России, а в МЧС России нас просто послали… Копии шедевров «ответов-простыней», полученных из указанных ведомств, вынуждены опубликовать на всеобщее обозрение…



Зачем понадобилась вся эта махинация с сертификатом?

АО «Международный аэропорт Внуково» в апреле 2019 года провел закупку автомобиля аэродромного пожарного тяжелого класса на специализированном шасси 6х6 с лафетом стоимостью более €2 млн., а в требованиях к поставщику включил обязательство передать некий сертификат СПАСОП. Все знают, что никакие сертификаты СПАСОП законодательством России не предусмотрены, вот поставщик ООО «ТХГ АГ РУС» и пошёл искать того, кто выпишет хоть какой-то сертификат… и очевидно нашел.

Какой напрашивается вывод

В качестве резюме, редакция «Авиаглобус» считает, что в России должен быть разработан нормальный технический регламент, содержащий требования к аэродромным пожарно-спасательным автомобилям, соответствующие мировым стандартам ИКАО. Ведь катастрофа «Суперджета» в Шереметьево в мае 2019 года показала, что это должны быть особенные автомобили, способные реально быстро тушить большие пожары разлива авиатоплива. И для этого должны быть понятными и прозрачными требования к этим автомобилям, а не манипуляции с ГОСТами, как это делается сейчас в МЧС России.

– Да, услышь Правительство страны!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.