Пассажирских самолетов, да и транспортных тоже, Индия доселе не создавала. Шанс есть – есть Saras. Но много ли у «Сараса» шансов?

[toggle_box]
[toggle_item title=”Предисловие”]Индия – родина крылатых слонов
В настоящее время многие так называемые «развивающиеся» страны весьма бурными темпами развивают свою авиационную промышленность, и результаты впечатляют. Но не всех – например, Индии особо гордиться пока нечем… >>[/toggle_item]
[/toggle_box]
[divider][space height=”20″]

 

[dropcap color=”#555555″]П[/dropcap]роект начался в начале 1990-х совместно с нашим «Мясищевым». Чем кончилась эпопея с их «Гжелью», мы знаем, но у индийцев-то опыта было еще меньше! В любом случае программа, как это обычно для российско-индийских разработок, шла вяло, а в 1998 году фактически остановилась. В 1999 случился рестарт, 14-местный (не считая пилотов) самолет получил имя «Сарас» и должен был по плану взлететь в 2001. Полет состоялся только в 2004 и далее все пошло как обычно – проблемы, задержки… И наконец – катастрофа одного из двух прототипов в 2009 году.

После этого индийцы долго судили и рядили, стоит ли продолжать с «Сарасом» мучаться. По заветам йогов, решили помучаться – должно же в итоге что-то получиться?! Но априори превратили доселе гражданский пассажирский самолет в легкий военно-транспортный и учебный – видимо, не надеясь, что машина со столь подмоченной репутацией заинтересует гражданских.

Действительно, первый прототип оказался на тонну тяжелее расчетов – это на 20 процентов! Второй прототип решили облегчить, заменили на нем часть металла на композиты, сэкономили 400 кило – а он разбился. Теперь первый прототип переделывают: меняют обводы задней части фюзеляжа, мотогондолы с пилонами, руль направления и часть авионики. Говорят, что вот-вот должен полететь – опять же, следует помнить, что «вот-вот» – индийское, и может означать «в ближайшие месяцы».

Пока к полетам готовят переработанный первый прототип, идут работы над третьим прототипом – очередной попыткой облегчить «Сарас», поставив на него еще больше композитов и… менее мощные двигатели. Последнее, по утверждению инженеров, позволит еще повысить экономичность самолета, что, в свете изменения его назначения, вполне резонно. Учебный самолет не летает с полной загрузкой, не летает на большую дальность, не летает, наконец, с высокогорных аэродромов.

Пока он вообще не летает, в воздух третий прототип намереваются выпустить до конца этого года, а на практике – как получится. Этот самолет должен стать эталоном для серии, причем уже готов заказ на 15 самолетов. Возможно, эти машины таки построят и даже примут на вооружение, но о дальнейших перспективах «Сараса» говорить сложно. В Индии у него есть старый, но могучий конкурент – Dornier 228.

Этот угловатый самолет спроектирован в лучших традициях утилитаризма, ни в чем не проигрывает «Сарасу», а наоборот, во взлетно-посадочных характеристиках, экономичности, пассажировместимости – «Дорнье» впереди. Немецкий самолет берет на борт на 4 пассажира больше и при этом на тонну легче!

Да и не совсем он уже немецкий. За долгие годы лицензионного производства самолет стал более чем наполовину индийским: большая часть конструкции, узлов и агрегатов, включая двигатели, изготовляются в Индии, производство (единственная в мире линия по производству этого типа самолета) обкатано и его хватает как для внутренних нужд, так и для экспорта, заказы продолжают поступать, самолеты замечательно летают. Параллельно идет работа по внедрению в индийские «Дорнье» новаций от Dornier 228NG, так что и за будущее можно особо не беспокоиться.
и зачем тогда «Сарас»? Для престижа разве…
[divider][space height=”20″]

 

[toggle_box]
[toggle_item title=”1. Слон сверхзвуковой – Tejas”]
Туземных боевых самолетов индийской же конструкции в боевых частях нет до сих пор. Был истребитель-бомбардировщик HF-24 Marut, но его спроектировал в основном небезызвестный немец Курт Танк, отметившийся в истории разнообразными «Фокке-Вульфами». Теперь «почти есть» Tejas – но именно что «почти». >>[/toggle_item]
[toggle_item title=”2. Слон учебно-тренировочный – Sitara”]
Если «Теджас» спустя четверть века все же добрался до грани массового серийного производства, то у HJT-36 Sitara все еще впереди. По сложности этот учебно-тренировочный самолет сильно уступает «Теджасу», но и работы по нему ведутся всего-навсего 15 лет. По планам, «Ситара» должна была поступить на вооружение летом прошлого года, а на самом деле на сегодня имеется единственный прототип и три предсерийных самолета. >>[/toggle_item]
[toggle_item title=”3. Слон пассажирский – Saras” active=”true”]Пассажирских самолетов, да и транспортных тоже, Индия доселе не создавала. Шанс есть – есть Saras. Но много ли у «Сараса» шансов?[/toggle_item]
[toggle_item title=”4. Слон военно-транспортный (MTA)”]Взирая на проблемы, с которыми сталкивается разработка туземной авиатехники (с вертолетами в Индии тоже далеко не все замечательно), индийцы вынуждены в деле оснащения своих ВВС (о гражданской авиации говорить и не приходится – там практически все импортное) полагаться на «иностранную помощь». Но, поскольку очень хочется научиться делать все самим, а Европа и Америка вовсе не жаждут делиться технологиями, приходится кооперироваться с Россией. >>[/toggle_item]
[toggle_item title=”5. Слон пятого поколения (FGFA)”]«Технологическая морковка» и традиционно более низкие цены на российские самолеты подвигли Индию на участие в другом совместном проекте – FGFA, он же PMF, он же, по сути, ПАК-ФА и Т-50. Контракт по этому проекту был подписан в конце 2010 года, и отчасти поэтому Индия отказалась от предлагаемого США участия в программе F-35. Причинами отказа от «Лайтнинга» прямо были названы цена и недостаточный объем передаваемых индийской стороне технологий. >>[/toggle_item]
[toggle_item title=”6. Индийский и русский слоны – братья навек (BrahMos)”]Есть положительные примеры русско-индийского военного сотрудничества в области авиации, помимо лицензионной сборки отечественных самолетов – например, ракета BrahMos. Это, конечно, не самолет, но зато она есть!
Если рассматривать программу «БраМос» с разных сторн, то видны сплошные плюсы. Ракеты морского и сухопутного базирования разработаны, испытания успешно пройдены, серийное производство идет, боевые стрельбы выполняются на «отлично». И индийцы, и русские довольны и называют «БраМос» успешным примером как технологического, так и политического сотрудничества. Но…
[/toggle_item]
[/toggle_box]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *