Бесконечные деньги «Суперджет»

Деньги в три этапа на очередные НИОКР

В Минпромторге ежегодно подтверждают намерения о дополнительных финансовых вливаниях в научно-исследовательские работы по дальнейшему поддержанию на рынке проекта «Суперджет». Разработка обновленного самолета — часть госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». В частности, в конце 2019 года министерство заявило о готовности заплатить 15 млрд руб. за НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) по программе «SSJ-NEW-2020» (SSJ в модификации с max импортозамещением компонентов и систем). Работы должны быть выполнены до 15 декабря 2021 года. Всё идёт по Плану закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2019 финансовый год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Ранее, ГСС (в н.в., – «Региональные самолёты») уже освоил бюджет 3.5 млрд руб. по контракту с Минпромторгом на «первый НИОКР» по представлению министерству: пояснительной записки, схемы, техзадания, плана испытаний, предварительные расчёты, электронные модели, конструкторскую документацию, технические акты и протоколы испытаний моделей… Но это ещё не всё, в 2021 году планировалось заключение очередного контракта на продолжение работ по выпуску комплекта рабочей конструкторской документации. Стоимость контракта по третьему этапу научно-исследовательских работ в Минпромторге назвать отказались.

Один проект против трёх готовых…

Напомним, что по сути дела, в угоду одного проекта «Суперджет», вопреки рекомендациям отраслевых экспертов, российские власти под нажимом иностранных лоббистов свернули проекты – дальнемагистрального самолётов Ил-96, среднемагистральных Ту-204 /214 и регионального Ту-334, которые не только не уступали западным аналогам, но и превосходили по ряду ключевых технических характеристик продукцию Boeing и Airbus.
Кстати, доля импортных комплектующих в Ту-334 не превышала 5 %, топливная эффективность была выше, а салон Ту-334 гораздо больше.

Первоначальная оценка «Суперджет» в $23 млн. превысила итоговую цену на $12 миллионов. Одновременно с этим масса машины подскочила с 42.5 до 45.8 тонны, а расход топлива вырос на 170 кг в час. Ухудшение основных тактико-технических характеристик и 1.5-кратный рост цены компенсировали основное преимущество SSJ100 – низкую рыночную стоимость. При цене в $35 млн. «Суперджет» лишь немногим дешевле Embraer E-190 ($42 млн.) и Bombardier CRJ-900NG ($41 млн.). С учетом 15 % скидок канадских и бразильских компаний ценовое преимущество нивелируется вовсе.

Тем не менее, спустя 7 лет, в апреле 2019 года в прессе мелькало заявление о годовом плане поставок «Суперджет» – до 25 бортов. Но из отчетности ГСС следовало, что в 2019 году компания скорректировала планы и намеревалась поставить уже 16 самолётов. По итогу 2019 года, заказчику был поставлен всего 1 (один) самолёт! Изначальный бизнес-план предполагал производство в течение 30 лет 1300 этих лайнеров, потом он был снижен до 830 шт., а в 2015 г. – до 595…

С каждым годом в прессе постепенно занижался уровень импортных комплектующих SSJ100, который теперь позиционируется в 70 процентов, вместо, до 90 – изначально. Требуют заменены на отечественные помимо двигателя, например, системы кондиционирования, торможения, электроснабжения, водоснабжения и удаления отходов, а также кислородная система экипажа, датчики утечки воздуха, сигнализатора обледенения и температуры воздуха, шасси, пассажирские кресла, маты теплозвукоизоляции и многое другое (*всё, кроме планера!).

Эффективный проект по освоению бюджета

«Суперджет» является в чистом виде «отверточная сборка», которая никоим образом не связана с развитием научно-технического потенциала в России: несертифицированный французский двигатель SaM-146; датчики вибрации двигателя VIBRO-METER; силовая установка HONEYWELL; электросистема ARTHUS, SAFT и LEACH INTERNATIONAL; шасси MESSIERDOWTY; тормозная система и колёса GOODRICH; гидравлика PARKER; бортовая электроника THALES; система управления и жизнеобеспечения LIEBHERR; система электроснабжения HAMILTON SUNDSTRAND; топливная система INTERTECHNIQUE (ZODIAC); двери THE BOEING COMPANY; кресла экипажа IPECO; интерьер и кислородная система B/E AEROSPACE; противопожарная система AUTRONICS (CURTISSWRIGHT).

К 2023 г. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планировала создать самолет Sukhoi SuperJet New – это будет импортозамещенная версия ближнемагистрального Sukhoi SuperJet 100, единственного гражданского реактивного лайнера, созданного в путинскую эпоху. Источники информации, приближенные к руководству «Ростех» и ОАК, осенью 2020 г. упоминали в прессе о намерениях получить сумму в 120-130 млрд руб. из госбюджета на разработку SSJ New. Сумма включает создание российского двигателя ПД-8, на котором будет летать SSJ New, когда как все SSJ100 летают на франко-российском двигателе Sam146.

ПД-8 разрабатывает Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК). ОАК и ОДК принадлежат «Ростеху». Бюджеты программы SSJ New свёрстаны и распределены по годам. Примерно, чуть больше этой суммы уйдет на создание новых двигателей. Существенную часть этих инвестиций ОДК и особенно ОАК получат из бюджета (в ОАК сольют, более 50 млрд руб.).

Делали и будут продолжать «делать деньги» на этом убыточном проекте, ещё много много лет, и говорить о здравом смысле (заниматься очковтирательством), ведь «Россия – страна возможностей»… Хейтерская констатация опубликованных и известных фактов.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.